Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Импорт наизнанку,

или О китайской тачке и безработном Петре
15 сентября, 20:17
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Наша встреча с Петром Олийныком произошла случайно. Обоих нас в магазин привела потребность приобрести обычную тачку. Итак, около площадки, на которой были выставлены 12 видов этих орудий, мы и встретились. Сначала каждый по-своему, и в основном молча, осматривал, оценивал двух- и одноколесную продукцию. И вдруг у Петра вырвалось несколько возмутительных слов, с которыми нельзя было не согласиться.

— Мы что, уже безрукие и бездарные, что нужно везти тачки аж из Китая! А еще относим себя к космическим государствам, — вырвалось у Петра. — Да я этими руками на бывшем киевском заводе «Красный экскаватор» тысячи тачек сделал. У моего соседа наша тачка уже 23 года ездит. А эти, — он показал в сторону импортного товара, — не знаю, прослужат ли два-три года. Вы только взгляните, сколько там пластмассы и других заменителей металла. А в хозяйстве все нужно перевозить: и камень, и кирпич, и щебень, не только мусор или китайскую гречиху. Да и не такие они дешевые.

После этого монолога мужчина махнул рукой и направился к выходу.

— А теперь что делаете? — попробовал я продолжить разговор.

— Уже пять лет безработный. Наш цех закрыли. И не только наш. А я токарь и слесарь высокого разряда. Выходит, что не нужны сегодня такие специалисты. И тачки отечественного производства тоже не нужны. Даем китайцам заработать, а свои пусть на биржу идут или за границу выезжают. Какая-то политика наизнанку, а мне еще пять лет до пенсии. Перебиваюсь разными подработками. Потому что жена тоже на бирже.

На этом мы и разошлись, а в душах остался горький осадок. И вспомнилась мне другая абсурдная история где-то 30—40-летней давности производства лопат по законам советской плановой экономики. На одном из предприятий Тернопольской области изготовляли эти нехитрые орудия, которые, как известно, состоят из двух частей — металлической и деревянной. Так вот, сами лопаты изготовляли на Тернопольщине, а древки к ним возили аж из далекой Сибири. Это еще дальше, чем из Китая. Будто ближе не было лесоматериалов.

И таких примеров множество, когда по одной шестой планеты из севера на юг, с востока на запад стучали колеса железнодорожных вагонов с древками к лопатам, вилам, граблям, с гайками, шайбами, гвоздями и т. д.

И сейчас ситуация не очень изменилась. Те же колеса продолжают стучать по разным широтам Европы и Азии. Правда, есть три отличия: во-первых, изменился статус у продавцов, теперь они все частные предприниматели, во-вторых, уже не возят отдельно древки к лопатам и сами лопаты или колеса к тачкам, а лишь собранные. Но, как и раньше, изготовлены они по большей части из отечественного сырья — металла, лесоматериалов. И, в-третьих, покупательное пространство расширилось вплоть до Всемирной торговой организации и практически охватило все континенты. И это видно по прилавкам. Неизменными остались психология и логика чиновников. Забота об отечественной экономике и отечественном производителе — на втором плане. По-видимому, метастазы «совковости» не вылечиваются. Поэтому и везут, откуда хотят и что хотят.

Хоть при разумной хозяйственной политике все крупные и малые предприятия, которые когда-то выпускали разные мелкие бытовые и хозяйственные товары, после продуманной реконструкции и модернизации можно было бы перепрофилировать, отдав в руки смышленым, предприимчивым специалистам, а не выгребать, как воры из помещений, еще пригодное для работы оборудование и продавать за бесценок или отправлять на металлолом. И таких ограбленных по официальному разрешению государства заводов, цехов, мастерских — тысячи, большинство из которых давно уже стало грустными воспоминаниями миллионов безработных. Хоть их помещения, в частности стены, еще могли бы не один год служить людям, производя те же мелкие хозяйственные вещи, без которых не обойтись.

Кстати, именно наш, отечественный, ширпотреб в начале 1990-х годов, когда правительство Польши внедрило в экономику так называемую шоковую терапию, держал на плаву жизнедеятельность соседней страны. Даже наши примитивные мухобойки приходилось видеть на польских рынках.

На первый взгляд, якобы ни власть, ни потребителей это не должно очень волновать. Мол, рыночная экономика имеет свои правила игры — везут то, что покупают, на что есть спрос. В действительности — это игра без правил, а точнее, правила, написанные не в интересах экономики нашей страны, ее граждан. Ведь миллионам из них нужны не просто тачки, чайники, лопаты, мыльницы с грифом «Сделано не в Украине», а прежде всего — рабочие места, которые по несколько тысяч в год обещают создать кандидаты в президенты Украины. Но придя к власти, и не вспоминают, по высказыванию В. Ющенко, о «малых украинцах», унижая их уже самим этим определением. Потому что если нет работы — нет и зарплаты. Нет зарплаты — снижается жизненный уровень. Замкнутый круг, круглый, как колеса к тачке. И в этом кругу миллионы таких, как токарь и слесарь Петр Олийнык с многолетним трудовым стажем. И все они вынуждены вертеться, как только могут, надеясь при этом на самих себя. А власть между тем шокирует народ, как ни «кравчучками» и «кучмовозами», то китайскими тачками, количество которых на нашей дороге в Европу измеряется уже миллионами. Но если бы только ими...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать