Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Какова роль государства в реформе?

Нельзя слепо копировать чужой опыт совершенствования системы здравоохранения
21 марта, 16:39
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

В разных странах мира существуют разные системы здравоохранения. Но ни одна из них не может быть типичным образцом для подражания другими странами из-за нехватки тождественности как в состоянии здоровья населения, так и в окружающей среде. Вопросы усовершенствования системы здравоохранения являются проблемными во многих странах, и они нередко становятся источником протестных выступлений, противостояний, предвыборных требований и программ.

Вопрос реформирования здравоохранения в Украине стал на повестку дня строительства государства в связи с обретением страной независимости и изменением ее политического и социально-экономического строя. Но одним из недостатков начатых реформ в сфере считается механическое внедрение других систем без научно обоснованной концепции эффективности этого нововведения для здоровья населения. Начнем с внедренных уже конкретных нововведений.

1. Блок функций первичной профилактики нарушений здоровья.

Чтобы уменьшить потери населения от распространения болезней, техногенных, экологических и других опасностей окружающей среды, функции в этом блоке, очевидно, должны быть приоритетными, мощными и эффективными. Отмена же в нем важнейшей профилактической функции — государственного санитарно-эпидемиологического наблюдения и контроля за объектами хозяйственной деятельности и попытка перевести ее на сами объекты для осуществления самонаблюдения и самоконтроля только активизирует негативные последствия для здоровья населения. Вскоре появились сообщения в СМИ о случаях массовых отравлений и других заболеваний в детских садиках, школах, заведениях питания и летнего отдыха, быту и т.п., которые вызваны употреблением некачественных пищевых продуктов и антисанитарией. Появились также сообщения об эпидемических вспышках (особенно среди детей) заболеваний корью, гриппом, ОРВИ, другими инфекционнымы болезнями. Кроме того, значительными остаются риски распространения особенно опасных болезней с высокими фатальными последствиями. Учитывая это, приведенные в этом профилактическом блоке изменения никак не назовешь успешными реформами. Они, скорее, являются ошибочными и подлежат пересмотру и усилению.

2. Блок функций восстановления нарушенного здоровья и вторичной профилактики его осложнений.

В этом блоке функций здравоохранения реформированной считается амбулаторно-поликлиническая помощь. Она становится двухэтапной. На первом — семейным врачом общей практики оказывается первичная медицинская помощь, а на втором (только по направлению семейного врача) — оказывается специализированная помощь врачами-специалистами. Создается доступная сеть амбулаторий семейной медицины, и пациент сможет свободно выбирать себе семейного врача. Изменена также система оплаты труда семейного врача. В ее основу положен принцип «Деньги идут за пациентом» — чем больше больных, которым оказана первичная медицинская помощь семейным врачом, тем большей становится и его заработная плата. Благодаря реформе семейный врач начинает работать по правилам бизнеса на пациентах. Трудно представить себе, что пациенты перестанут платить деньги семейному врачу за услуги, материалы или лекарства. Но если качество медицинской помощи семейным врачом будет высоким и эффективным в восстановлении здоровья пациентов, то такую реформу все будут воспринимать одобрительно. Определить это позволит лишь длительное время работы по новым правилам.

Поразительным выглядит внедрение семейной медицины в сельской местности. Об этом свидетельствуют начатые проекты создания в селах новых амбулаторий семейной медицины, обеспечение их современным медицинским оборудованием, автотранспортом и компьютерными технологиями. Перспектива развития и модернизации работы амбулаторий, высоких заработков семейного врача и обеспечения его жильем открывает перспективу для перехода к более квалифицированной медицинской помощи сельскому населению. Таких кардинальных и масштабных сдвигов сельская медицина никогда не знала. И это, безусловно, весомое достижение в здравоохранении населения Украины, вызванное реформой.

Здравоохранение — это сложная, многоцелевая и интегрированная к конечной цели система деятельности. Поэтому управлять всей системой непросто, и она нуждается в обстоятельных профессиональных знаниях. Эти знания нужны и при реформировании отрасли, что изменяет не только социально-экономическую ориентацию системы, но и механизмы управления ею вообще. В связи с децентрализацией государственных ресурсов централизованное управление областью здравоохранения перестало быть актуальным. Отныне главный врач района или города становится главной фигурой, которая должна, в условиях расширенных прав и возможностей, всесторонне заботиться о состоянии здоровья местного населения — как лечением, так и профилактикой. То есть менеджмент главного врача отныне должен быть системнее и эффективнее. Задание Минздрава, очевидно, заключается в том, чтобы научить главных врачей такому более совершенному менеджменту.

Еще до сих пор остается окончательно не определенной роль государства. По нашему мнению, государство вряд ли сможет быть в стороне от проблем здравоохранения. Особенно в профилактической области, где его роль решающая и никем, кроме государства, реализованной быть не может. Очевидной является перспектива обеспечения государством взаимодействия системных функций здравоохранения, что может быть реализовано не только за счет государственного бюджета, но и из других разных источников финансового обеспечения. Так, по вышеприведенному анализу можно предварительно оценить перспективность некоторых реформ, проводимых сегодня в здравоохранении Украины. Было бы полезно, для более быстрого продвижения реформ в обществе, обеспечить открытое и всестороннее их обсуждение специалистами и населением. Это должно инициировать также государство на демократических принципах.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать