Корень демократии в активности граждан, а залог - в обеспечении прав человека.
Зиновий Красовский, поэт, писатель, общественный и политический деятель, политзаключенный советских лагерей, член Украинской Хельсинской группы

Не только Елисаветград...

Первым имя Кропивницкого присвоили театру из города Александрия
3 ноября, 2017 - 12:44
СОВРЕМЕННЫЙ ВИД БЫВШЕГО ГОРОДСКОГО ТЕАТРА АЛЕКСАНДРИИ / ФОТО АВТОРА

Украинский профессиональный театр зарождался не только в Елисаветграде. У Александрии также славные театральные традиции. На сцене местного театра выступали десятки известных артистов. К тому же в городе красивое здание театра. Местные краеведы утверждают, что Александрия была единственным уездным местечком в Российской империи, где выходила своя театральная газета. Хотя это утверждение можно поставить под сомнение. Нет подтверждений и того, что авторами проекта помещения городского театра были известные австрийские архитекторы Ф.Фельнер и Г.Гельмер, как также допускают александрийские краеведы.

В Российской империи (в разные периоды) выходило до 300 журналов, альманахов и газет, посвященных театру. В частности, в 1911 году в городе Александрия издавался «Александрийский театральный листок». С 5 марта по 15 июля того года вышло 15 номеров. Редактор и издатель — М.М.Познанский. В Российской национальной библиотеке (г. Санкт-Петербург) сохранились все номера «листка».

В 80-е годы XIX века на месте, где ныне находится городской Дворец культуры в Александрии, стоял длиннющий деревянный сарай, в котором проходили спектакли. Вот что вспоминал известный украинский актер Федор Левицкий: «Александрийский театр Энштейна или Файштейна — театр настроения, впечатлений и исканий. Представьте себе — сарай для засыпки зерна. Последнее слово техники: в нем так много ветрогонов, что когда на улице вьюга, то и в театре тоже. Сделана сцена, галерка и ящики (ложи). Декорация ужасная: какие рисунки на ней — нельзя разобрать. Вместо луны в грязном полотне просто круглая дыра вырезана. Рабочих на сцене двое: старый сторож и его жена».

В начале 90-х годов А. Цивчинский, предприимчивый театрал города, приобрел описанный Ф. Левицким «сарай для засыпки зерна» и на его месте построил новое здание. С тех пор город посещали лучшие передвижные театральные труппы.

Из «Александрийского театрального листка» узнаем: «Возникновение нашего театра можно отнести к 80-м годам ХІХ в. На том самом месте, где ныне возвышается грандиозное здание театра Чибисова, стоял длинный конюшенообразный театр Штенберга. Здесь играли лучшие артистические силы, украшающие теперь сцены императорских и лучших провинциальных театров: Савина, Стрельский, Рощина, Южина, Петипа, Дальский, Мурский, Горева и др.

С концом 80-х гг. у нас связан расцвет украинского театра. В этот период в нашем театре постоянными гостями были: Марк Кропивницкий, Заньковецкая, Саксаганский, Садовский, Карпенко-Карый, Александра Яблочкина, Александр Сумбатов-Южин, Мариус Петипа. В начале 90-х гг. театр перешел в руки к А.И. Цивчинскому. Он сломал старое здание и начал строить новый театр. В дальнейшем, с переходом театра к новому владельцу Е.П.Чибисову, театр значительно преобразился и ныне является одним из лучших провинциальных театров».

Двухэтажное каменное оштукатуренное сооружение в стиле эклектики имеет форму прямоугольника с выступами: один с северного фасада, и два по разным углам южного, которые образуют каре, направленное на фонтан парка. Арочные окна обрамляются архивольтами. Особой репрезентативности главному фасаду предоставляет третий этаж с аттиком, простенки которого украшают изображения лепленных масок — символов театра. Интерьер концертного зала и фойе украшают профилируемые лопатки и лепка в стиле эклектики.

В 1902 году купец Чибисов сделал генеральную перестройку сооружения, провел электрическое освещение, установил канализацию. К реконструкции театра были привлечены, кроме местного инженера Э. Крауза, лучшие специалисты из Одессы и Елисаветграда.

Зал был рассчитан на 700 зрителей. В театре была создана прекрасная акустика: шепотом сказанное актером на сцене слово четко было слышно на последнем ряду галерки. Этого добились, создав в стенах овальные ниши и расположив в определенных местах стен пустотелые конструкции, которые напоминали древние греческие амфоры. Эти акустические особенности здания были обнаружены в послевоенное время, когда началось восстановление разрушенного фашистскими оккупантами театра. Полностью восстановить его так и не удалось.

«Александрийский театральный листок» рассказывал: «С концом восьмидесятых годов у нас связан расцвет украинского театра. Постоянным гостем был М.Л. Кропивницкий со своей труппой, в которой были такие корифеи украинского театра, как Заньковецкая, Затыркевич-Карпинская, Саксаганский, Садовский, Карпенко-Карый и Карпенко-Лучицкий».

На фасаде здания театра в Александрии есть памятная доска, где сказано, что здесь в 1909—1922 годах выступал выдающийся украинский артист и режиссер Гнат Юра. Имели ли инициаторы установления этой доски какие-то документальные подтверждения текста — неизвестно. Нам пока еще не удалось их найти.

Известно, что Гнат Юра в 1911—1912 годах отбывал в городе воинскую службу в «писарской команде». Но в своих воспоминаниях о ней Гнат Петрович пишет лишь об одном таком выступлении на сцене театра, и то не в спектакле. «С утра и до вечера муштра, «словесность», ругательства офицеров... Единственной радостью был театр, где часто играли гастролеры. Всеми правдами и неправдами, достав «увольнительную», смотрел спектакли. Так я во второй раз встретился с театром Гайдебурова, увидел «Антигону» Софокла, «Одиноких» Гауптмана, «Фру Ингер» Ибсена, «Кандиду» Шоу и еще раз убедился, какой это был высокохудожественный коллектив.

Иногда посещали город известные актеры: Мамонт-Дальский, братья Адельгеймы и другие. Знакомство с их игрой пополняло мой, тогда еще небольшой художественный багаж. Так я впервые встретился с Анной Ивановной Борисоглебской, с которой потом работал много лет.

Увиделся я в Александрии и с П.Орленевым. Волновался: вспомнит ли Павел Николаевич юношу, который приходил к нему в Елисаветграде?»

Описывает Гнат Юра и свое первое, и не исключено, что единственное выступление на сцене александрийского театра: «Вскоре я установил связи с передовой интеллигенцией Александрии, с учащейся молодежью. Как только мне удавалось вырваться на несколько часов из казармы, спешил к своим приятелям. Читал им «Кобзаря», монологи из пьес. Однажды с большими трудностями друзья добились разрешения на мое выступление в городском театре. После концерта я даже удостоился похвалы коменданта города генерала Янушевича...»

Впоследствии за участие в шевченковском вечере Гнат Юра попал в карцер и должен был быть отправлен в дисциплинарный батальон. Но заболел, а затем, очевидно, о его вине забыли и отправили служить в воинскую часть в бессарабский город Сороки.

В первые годы Советской власти в Александрии работала передвижная труппа «Сурма», в составе которого были братья Гната Юра — Александр и Терентий, Ф.Барвинский, И. Набатов, а художником — известный художник Борис Йогансон...

В соответствии с приказом №59 от 11 августа 1938 года по Николаевскому областному отделу искусств был сформирован 3-й областной колхозный театр, местом базирования которого выбрали город Александрию. Исполняющим обязанности директора театра назначили Леонида Шикидзе. В 1940 году профессиональному театру из Александрии присвоили имя М.Л. Кропивницкого (!). После Второй мировой войны александрийскую театральную труппу перевели в Кировоград...

Сегодня напоминанием о бывшей театральной жизни Александрии яявляется одно из самых красивых зданий города на улице 6 Декабря.

Владимир ПОЛИЩУК, Кропивницкий
Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments