Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Почти забытый классик

Об актуальности произведений Дмитрия Мамина-Сибиряка
28 августа, 14:27

Нынешнее поколение читателей в большинстве своем мало что знает о замечательном писателе Дмитрии Наркизовиче Мамине-Сибиряке (1852—1912). Как правило, вспоминают его произведение для детей «Серая шейка» и неудачный номер из Comedy club в исполнении Мартиросяна и Сорокина.

Между тем, книги этого крепкого реалиста глубоко актуальны. Д.Н. Мамин-Сибиряк родился в семье заводского священника в тогдашней Пермской губернии. Отец писателя был искренне верующим человеком и заложил в детях тот духовный фундамент добра, нестяжательства и уважения к людям, которого зачастую не хватает нынешним пастырям.

Учился будущий прозаик в Екатеринбургском духовном училище и Пермской духовной семинарии, потом — в петербургской Медико-хирургической академии, откуда перевелся на юридический факультет столичного университета. В связи с резким ухудшением здоровья и материальными трудностями будущий писатель вынужден был, не окончив университета, вернуться на Урал, в Нижнюю Салду. Знакомство с женой заводского инженера и матерью троих детей Марией Алексеевой — высокообразованной женщиной, знавшей несколько иностранных языков и прекрасно музицировавшей, стало заметной вехой в личной жизни литератора. О романе Мамина и Алексеевой начало судачить высшее общество городка. Гражданские супруги переехали в Екатеринбург. Здесь Мамин продолжал активно занимался репетиторством, поскольку после смерти отца вынужден был взять заботы о семье на себя. Писательские опыты Дмитрия Наркизовича долгое время отвергались журналами. Успех пришел в 1881 году, когда газета «Русские ведомости» опубликовала его путевые очерки «От Урала до Москвы», подписанные псевдонимом «-ъ». Потом на страницах журналов «Дело», «Вестник Европы», «Устои» появилось несколько рассказов писателя.

Первое крупное произведение Д.Н. Мамина-Сибиряка, обратившее на себя внимание читающей России, — роман «Приваловские миллионы», работа над которым началась еще в Петербурге, и закончилась в 1883 году в екатеринбургском доме Алексеевой. Впоследствии он создал еще целый ряд книг разных жанров о жизни золотопромышленников, горнодобытчиков, управляющих, слуг, охотников, крестьян, заводских рабочих и т.д.

Роман «Горное гнездо», появившийся в 1884-м, закрепил писательский успех Д.Н. Мамина-Сибиряка. Эпиграфом к нему автор избрал известные строки Н.А. Некрасова «Вот приедет барин — барин нас рассудит». В произведении по-своему раскрывается тема ревизора. Книга вновь заставляет говорить об актуальности писателя. Как будто из нашего времени взяты две группы провинциальных честолюбцев, стремящихся к власти; одна из них пытается удержать эту власть, другая — получить. Для достижения цели ими пускаются в ход различные средства, с помощью которых они стараются склонить на свою сторону симпатии пресыщенного барина, едва ли не насильно привезенного для осмотра тех земель, где добывают деньги для его развлечений.

Ближайшей помощницей в написании этих и других произведений 80-х годов являлась уже упомянутая нами Мария Акимовна Алексеева, обладавшая незаурядным литературным вкусом и прекрасно знавшая старообрядческий быт, поскольку сама происходила из семьи раскольников. В ее доме собирался и так называемый маминский кружок, объединявший представителей екатеринбургской интеллигенции. Здесь велись споры о политике и литературе, читались стихи, звучала музыка.

В 1890 году в Екатеринбург приезжает с гастролями Мария Морицевна Абрамова — женщина, встреча с которой круто изменила жизнь писателя. Мария Морицевна была дочерью пермского фотографа Гейнриха и ученицей известного писателя Владимира Короленко, который одним из первых разглядел ее актерские задатки. Кстати, именно портрет, который Короленко передал в дар Мамину-Сибиряку через Абрамову и послужил поводом для знакомства писателя и артистки. Между творческими людьми вспыхнул роман, который и на этот раз сопровождали светские сплетни и пересуды. 21 марта 1891 года писатель вместе с новой гражданской женой (Абрамова не была разведена с мужем-актером) покинул Урал. Супруги поселились в Петербурге, где Мамин-Сибиряк познакомился со многими известными деятелями искусства, в частности с И.Е. Репиным, который писал с него эскизы для своих знаменитых «Запорожцев...».

В 1892 году писателя постигло страшное горе: на следующий день после родов умерла Мария Морицевна. На руках у Мамина-Сибиряка осталась тяжело больная дочь Елена и младшая сестра Абрамовой — десятилетняя Елизавета.

В этом же году появляется роман «Золото», повествующий о страшной разлагающей человеческую душу силе, которую имеет богатство. Личная выгода заставляет людей забыть о правде, справедливости, честности, доброте. Не менее современны и поднимаемые в книге проблемы уважения к чужому мнению, к чужому имуществу, к чужой вере, к чужой судьбе...

Еще одно произведение Мамина-Сибиряка, увидевшее свет в роковом для него 1892 году — повесть «Охонины брови», посвященная пугачевскому восстанию и времени, предопределившему его. Чреда приключений, в которые попадает центральный персонаж книги дьячок Арефа, позволяет читателю увидеть нравы упомянутой исторической эпохи и понять причины, приведшие к междоусобному противостоянию (своеволие воевод, деспотизм заводских хозяев, алчность и жестокость монастырских настоятелей). Д. Мамин-Сибиряк показывает «бессмысленный и беспощадный» бунт со всеми сопровождающими его ужасами. Описывая зверства массовой казни, производимой башкирами, автор отмечает, что «все эти ужасы были только далеким откликом кровавого замирения Башкирии, когда русские проделывали над пленными башкирами еще большие жестокости...»

Все упомянутые произведения, выведшие Д.Н. Мамина-Сибиряка в авангард русской литературы того времени, писатель ставил ниже «Аленушкиных сказок», созданных им для тяжело больной дочери на протяжении 1894—1896 гг. «Это моя любимая книжка — ее писала сама любовь, и поэтому она переживет все остальное», — признавался прозаик в письме к матери от 15 декабря 1896 года. Доктора не ручались за жизнь единственного ребенка Мамина-Сибиряка, но неустанные заботы писателя и сиделки, Ольги Гувале, ставшей впоследствии супругой Дмитрия Наркизовича, продлили дни Аленушке. Уже в начале ХХ века литератор добился права дать дочери фамилию Мамина и отчество Дмитриевна (Елена была зарегистрирована как ребенок Абрамовой и ее законного мужа Петра Григорьевича).

В последние годы жизни писатель не создает крупных произведений, в письме матери, датированном концом декабря 1907 года, он говорит: «Даже странно вспомнить, что я когда-то написал «Приваловские миллионы», «Хлеб» и другие романы... Наступили вообще какие-то короткие времена...»

Дмитрий Наркизович умер 15 ноября 1912 года, любимая дочь ненадолго пережила отца, она скончалась в 1914-м от скоротечной чахотки. На могиле Д.Н. Мамина-Сибиряка и Аленушки высечены слова писателя: «Жить тысячью жизней, страдать и радоваться тысячью сердец — вот где настоящая жизнь и настоящее счастье». Именно такое счастье испытывают и читатели произведений русского классика, переживающие непростые судьбы его героев.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать