Высоко поднимаются те деревья, у которых глубокие корни.
Фредерик Мистраль, провансальский поэт и лексикограф, лауреат Нобелевской премии по литературе 1904 года

Проповедь первого митрополита УАПЦ Василия Липкивского

28 ноября, 2013 - 19:32

Отзыв на материал «Новый взгляд на религиозность Тараса Шевченко» («День» №194-195 от 25 октября 2013 года)

Недавно увидела свет книга известного ученого Дмитрия Степовика «Наслідуючи Христа: Віруючий в Бога Тарас Шевченко» — обстоятельное научное исследование, важность и своевременность появления которого в канун празднования 200-летия со дня рождения Великого Кобзаря является неопровержимой. Информация об этом событии в газете «День» (№ 194-195, 25-26 октября 2013) приведена под заголовком «Новый взгляд на религиозность Тараса Шевченко», хотя сам Дмитрий Власович отмечает, что такой взгляд (вопреки устоявшейся советской трактовке Т. Шевченко как безбожника и даже борца с церковью вообще, а не со старой русской «церковью-домовиной») имел в свое время и Митрополит УПЦ в Канаде Илларион (И.И. Огиенко), который в 1964 году написал книгу «Религиозность Тараса Шевченко» (вышла в 2002 году). По словам Д. Степовика, И.И. Огиенко — «пока единственный высокий православный архиерей, который с истинно христианских позиций дал очень высокую оценку христианскому идеалу в поэзии Тараса Григорьевича».

Однако, вспоминая более отдаленное прошлое, следует назвать имя еще одного высокого православного архиерея — первого Митрополита Украинской Автокефальной Православной Церкви (1921—1927р.р.) Василия Липкивского: в 1924 году Всеукраинский Православный Церковный Совет издал 86 его проповедей (малым тиражом в 9 тетрадях «шапирографским способом, на желатине»), среди которых знаковое место занимали две — «Религиозность Тараса Шевченко» и «Матерь Божья в представлении Т. Шевченко». Вообще Василий Липкивский в своих проповедях десятки раз обращался к мыслям, стихотворным строкам Великого Кобзаря, отмечал духовность поэзий Т. Шевченко, их влияние на сознание украинского народа и значение этой Великой Личности для Украины и мира. (С таким уважением относился к Т. Шевченко не только сам Митрополит, но и вся УАПЦ, которая официально признавала его своим пророком, а «Заповіт» часто исполнялся церковным хором и присутствующими прихожанами после разных торжеств вместе с сугубо церковным пением и «Молитвою за Україну» на протяжении всего периода активной деятельности УАПЦ).

Один из комплектов указанных тетрадей ВПЦР в конце двадцатых годов прошлого века оказался, к счастью, в заботливых руках отца Петра Маевского, которому удалось тогда выехать в Канаду. Прибавив к ним рукописи еще 111 проповедей, присланных ему Митрополитом Василием в 1933—1936 гг. (могло быть и больше, но 30 проповедей «потерялись» на советской почте), П. Маевский издал их двумя тетрадями в 1934 и в 1936 гг., опять малым тиражом (50 экземпляров), опять шапирографским способом. Только в 1966 году после тщательной обработки П. Маевским рукописей, расшифровки отдельных мест, редактирования и корректуры увидела свет книга «Митрополит Василь Липківський.  Проповіді на неділі й свята. Слово Христове до Українського народу» (Издатель: Украинское Православное Братство им. Митрополита Василия Липкивского. США).

Проповеди Василия Липкивского и в наше время (через 90 лет!) не утратили своей значимости и актуальности для украинского общества.

Сегодня к тексту любой из проповедей есть свободный доступ на сайте http://lypkivskyivasyl.in.ua, который был в корне обновлен к 150-летию со дня рождения Митрополита Василия Липкивского, что приходится на 20 марта 2014 года. Поэтому здесь приведем только два отрывка из его проповеди «Религиозность Тараса Шевченко».

«Дорогие братья и сестры, украинцы! Есть ли между нами сегодня более искренняя, более дорогая, более близкая для нас душа, чем душа великого сына Украины — Тараса Григорьевича Шевченко, которая, верим, невидимо присутствует среди нас, за которую теперь молимся в годовщину его смерти? От этой души, как от отца родного, каждый из нас желает иметь лучшую науку в любви к своему родному народу, самую большую поддержку и утешение в своей жизни. На этой душе — на ее убеждениях, мечтах и страданиях каждый из нас должен испытать и себя самого, поскольку он является действительным, сознательным украинцем, поскольку он достоин считать себя действительным сыном Украины...

Дорогие братья и сестры! Наш отец Т. Шевченко сам свидетельствует о своей религиозности, сам говорит, что Дух истины Христовой всегда горел в его душе, и не только его произведения, а его интимная жизнь — его дневник — свидетельствует о его высокой истинно христианской религиозности. Какую же неправдивую и бесстыдную клевету наводят враги Христовой веры, даже из украинских предателей, которые говорят, словно Т. Шевченко был человеком таким же безрелигиозным, как и они, будто бы он был безбожником. Как видите, это полная неправда и издевательство над чистой христианской душой нашего отца.

Правда, как и предвидел отец Тарас, восстали теперь такие дети Украины, которым он вкладывает такие слова: «Нема ні пекла, ані раю, немає й Бога, тільки я», — и к ним отец обращался с таким призывом: «Умийтеся, образ Божий багном не скверніте!» Пусть же эти неразумные дети, что уже этой грязью замазались, пусть они не пятнают ею чистой христианской души Т. Шевченко. А какое тяжелое издевательство совершили эти неразумные дети над святой для всех детей Украины могилой отца Тараса!? Он же всю жизнь свою сознательно нес на себе крест Христов, о котором Христос говорил: Кто хочет идти за Мной, пусть отречется от себя и возьмет крест свой и идет за Мной (Мар. 8, 34).

Этот завет буквально преисполнил Т. Шевченко: он действительно отрекся от себя, от своей воли, от покоя, от счастья и за Христову правду нес крест страданий ссылки и неволи. И вот этот крест, который отец Тарас всю жизнь на себе нес, его неразумные дети сбросили с его могилы... Но не в силе они сбросить тот крест, с которым перешел отец Тарас на небо к Христу Спасителю, с которым он живет и всегда будет жить в душе нашего набожного народа и нам дал завещание: «Смирітеся, молітесь Богу та згадуйте один другого, свою Україну любіть, любіть її во врем’я люте, в останню тяжкую мінуту за неї Господа моліть!»... Следовательно, вместо издевательства над святой памятью отца Тараса вспомним его сегодня и мы, верные дети его, искренней молитвой к Господу за него».

Константин ЛИПКИВСКИЙ, внук В.К. Липкивского
Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments