Это же большая глупость - хотеть говорить, а не хотеть быть понятым.
Феофан (Елеазар) Прокопович, украинский богослов, писатель, поэт, математик, философ

Содружество на языке классики

Недавно в Каменском прошел ХІ Международный театральный фестиваль
6 июня, 2019 - 17:28
СПЕКТАКЛЬ «НОСТРАДАМУС» ОТМЕЧЕН В НОМИНАЦИИ «ЛУЧШАЯ РЕЖИССЕРСКАЯ РАБОТА» / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АВТОРОМ

Фест «Классика сегодня» основан руководством музикально-драматического театру им. Леси Украинки в городе Каменское Днепропетровской области еще в начале 1990-х. В этом году праздник любителей классической драматургии уже добрался до границ Европы и Америки. В конкурсе приняли участие коллективы театров Польши (Плоцк), Литвы (Вильнюс), США (Новый Орлеан), Турции (Стамбул), Грузии (Чиатура), Азербайджана (Гянджа), а Украину представляли Киев, Одесса, Днипро, Харьков, Запорожье, Камянское, Мариуполь (Донецкий областной драмтеатр), Кропивницкий.

В первый день форума был подписан Меморандум о сотрудничестве между Днепропетровским межобластным отделением Национального союза театральных деятелей Украины и Творческим союзом «Театральное общество Грузии», который предусматривает обмен гастролями и организацией фестивалей.

В рамках феста были представлены актуальные произведения классиков в постановках украинских театров — Ивана Франко («Украденное счастье»), Тараса Шевченко («Назар Стодоля», «Гайдамаки»), Михаила Старицкого («Цыганка Аза»). А творчество Николая Гоголя — молодежным театром из Днипра (комедия «Игроки») и муниципальным театром Малтепе (Турция), который получил диплом лауреата за смелость театрального эксперимента в постановке сценической фантасмагории «Записки сумасшедшего». Комедийно и трагически звучала тема любви, о которой писали Вильям Шекспир и Фридрих Шиллер. Укрощать строптивую пришлось всему коллективу театра им. Ежи Шанявского из Польши. Он был отмечен жюри как самый яркий актерский ансамбль. А высшую награду — Гран-при за лучший спектакль получил Киевский национальный академический театр им. Леси Украинки, который показал современную интерпретацию трагедии «Коварство и любовь». Эмоционально насыщенной сделали постановку драмы И. Франка «Украденное счастье» литовский режиссер Линас Зайкаускас и молодые актеры Каменского академического музикально-драматического театра им. Леси Украинки. Они получили дипломы за лучшую мужскую и женскую роли.

Самые сильные впечатления произвел спектакль «Нострадамус», отмеченный в номинации «Лучшая режиссерская работа», которую получил Мамука Церцвадзе, режиссер Чиатурского государственного драматического театра им. А. Церетели.

Маленький Мишель прислушивается к древней раковине, которая хранит в себе отзвук космоса, вечности, для него навсегда остаются истиной его пророчества на фоне неугомонного общества. Видеоинсталляция Зураба Ортавидзе и Ираклия Макацарии дополняет содержание пророчеств разнообразными визуальными эффектами: изменения исторических и политических событий в мире, общение с помощью кинопроектора, философское прочтение динамической пластики теней.

Два моноспектакля, представленных в Камянском театре зарубежными гостями, это продолжение раскрытия темы человеческих отношений. Талантливая актриса из Литвы Бируте Марценкявичуте (театр «Solo teatras», Вильнюс) была отмечена дипломом «Лучшая женская роль» за исполнение ряда ролей в спектакле «Антигона» по пьесе Софокла. На виду у зрителей она перевоплощается в образы противостояния и удерживает в себе ноты жестокости и обреченности одновременно. Древнегреческий хор представлен на экране серыми лицами, которые застывают масками, уменьшаются, их становятся все больше, и, наконец, весь экран — символ безликой памяти. Бируте бывала в Украине с другими спектаклями неоднократно. Актриса отметила: «Сегодня Украина для литовцев особенно близка. Хочется сюда ехать играть, потому что мы знаем, что такое борьба за свободу. Антигона — воплощение стремления к свободе. Я чувствовала, что в зале меня понимают. Мы любим Украину, надеемся, что вы будете независимыми, свободными...».

Среди пророчеств Нострадамуса была и беда ХХ в., обозначенное на экране изображением свастики, Гитлера и Сталина, военных действий и парадов. А на сцене тем временем зарисовывали портрет Джоконды и насмехались над античной скульптурой. Об этом говорил со зрителем и автор и исполнитель единственной роли в моноспектакле «33-й (Кабаре)» Бремнер Дати из Нового Орлеана (театр компании «Big empty barn»). Спектакль построен на моноге импресарио о тяжелых судьбах утраченных друзей и исполнении джазовых песен самим актером. Постановка отмечена дипломом за актуальное раскрытие театральной темы.

«На создание спектакля меня вдохновили события 1933-го года, когда после установления нацистского режима был разгромлен знаменитый берлинский клуб «Эльдорадо», — Бремнер Дати рассказал «Дню». — Чтобы почувствовать силу, Гитлер начал с культуры: он атаковал театры всей Германии, создавал концлагеря для актеров и режиссеров, потому что для него важен был эмоциональный фон общества и его контроль. И первым, что нужно было контролировать, — культура. Я использовал песни Америки, Польши, Британии для своего спектакля, который не только о 33-м. Он может быть и о сегодняшнем дне. Я знаю, какая ситуация в вашей стране. Жаль, что такое происходят, сочувствую вам».

Главный режиссер Музыкально-драматического театра им. Леси Украинки г. Каменском Сергей Чулков основал прекрасное дело по созданию культурного центра в городе, который сейчас встречает гостей со всего мира. Сегодня Сергей Анатолиевич с гордостью говорит о том, что ему вместе с коллегами удается добиться главной цели — воспитывать своего зрителя. На постсоветском пространстве он создал театральную студию для подготовки новых поколений актеров для родной сцены. Одна из первых его учениц — Марина Юрченко. Все эти годы над воплощением творческих идей главный режиссер работает вместе с художественным руководителем театра Маргаритой Кудиной. Долгие сценические будни, которые вознаграждаются успешными премьерами, перерастают в фестивали и становятся праздником для артистов и зрителей.

Мария СЛОБОДЯНИК, г. Каменское
Газета: 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ