Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Танго последней надежды»

или Оригинальная осенняя презентация в Ривном
01 октября, 20:05

Классифицируя только тех, кто посетил с концертными выступлениями г. Ривное в течение нескольких лет по определенным постоянным признакам, можно заметить их характерные черты: практически все исполнители получили качественное профессиональное классическое художественное образование в национальных музыкальных заведениях и опыт работы в художественных коллективах дальнего зарубежья, а затем — освоили специфику функционирования европейской концертной практики, в которой постоянное позиционирование собственного творчества на сцене, участие в многочисленных конкурсах и фестивалях, а часто — в роли их организатора, является признаком творческого долголетия. Их отличает искреннее желание поиска новых форм общения с аудиторией, в том числе и через призму популяризаторской деятельности, адаптировать зарубежный опыт под отечественную исполнительскую традицию, расширяя таким образом свои художественные возможности.

Поэтому концерты львовских инструменталистов в сознании художественно образованной региональной публики почти всегда воспринимаются как выступления виртуозов, которые своей утонченной интерпретацией и филигранной техникой придают исполняемому произведению чрезвычайную оригинальности и блеск. Попытаемся это продемонстрировать на примере только одной импрезы в Органном зале Ривненской филармонии, осуществленной львовским трио виртуозных музыкантов «Promenade» в сопровождении Академического камерного оркестра филармонии (дирижер — Ю.Скрипник, 18.09.2020) под вынесенным в заголовок названием, демонстрируя все активнее и выход страны из эпидемиологической и культурной самоизоляции, и налаживание привычного концертной жизни. При этом отметим, что современные исполнители серьезной музыки, в отличие от их эстрадных коллег, имеют качественное и хорошее образование, точнее сказать, художественную школу в широком смысле этого слова и соединяют ее с разносторонней концертной практикой и научно-исследовательской деятельностью.

Так, к примеру, Н.Пилатюк, после освоения основ скрипичного искусства (с 7 лет) у своего отца, проф. И.Пилатюка, обучения в Ивано-Франковском государственном музыкальном училище им. Д.Сичинского, Киевской (им. Лысенко, 1998—2000 гг.) и Львовской (им. С. Крушельницкой) специализированных музыкальных школ-интернатов (2000—2004 гг.) и ЛНМА им. Лысенко (2004—2011 гг.), второе высшее образование получил по специальности «оперно-симфоническое дирижирование», исполнял обязанности солиста-инструменталиста Львовского дома органной и камерной музыки. Работал концертмейстером симфонического оркестра в Ополе (2007—2010 гг., Польша), после завершения контракта, в котором работал солистом молодежного симфонического оркестра «INSO-Львов». Он — лауреат международного конкурса «У благословенні скрипалевих рук» (гран-при, Тернополь) и ряда других (конкурс скрипачей им. Ю.Янкелевича в Омске (Россия, 2011 г.), Лауреат I премии и обладатель специального приза — скрипки выдающегося французского мастера А.Карбонара. В 2009—2010 гг. награжден Золотыми медалями Академии искусств Украины).

ПЕТР ДОВГАНЬ СЕГОДНЯ СВОЮ КОНЦЕРТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВМЕЩАЕТ С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ОПЫТОМ

Эволюция современной высшей школы в Украине сформировала еще одно понятие, близкое к организационно-культурным принципам Западной Европы, а именно — «неформальное образование», суть которого сводится к поиску и получению специфических «мозаических» (точечных) форм культурного опыта в различных типах учебных заведений или у отдельных личностей. И среди анализированного львовского трио Н.Пилатюк больше всего подпадает под этот вариант обучения, ведь за эти годы получил необходимый практический опыт на мастер-классах у выдающихся исполнителей — организаторов культурной жизни: Б.Которовича (2000—2007 гг.), З.Брона (Польша, 2002 г., Москва, 2004 г. и Гамбург, 2006 г.), М.Фришеншлягера (Австрия, 2003, 2005), Й.Томашека (Австрия, 2004 г.), А.Чумаченко (Мюнхен, 2007 г.). И этот опыт помогает ему и в дальнейшем быть в надлежащей исполнительской форме, чувствовать «музыкальный пульс» современности в, пожалуй, самом актуальном его варианте. Ведь критическая аккумуляция разноаспектного художественного опыта — это всегда благо в любой сфере культурной деятельности.

Еще один представитель этого трио — П.Довгань (фортепиано), начав почти с традиционных для отечественной академической школы форм занятия музыкой, получив основательное музыкальное образование также в музыкальной академии им. Лысенко, продолжил ее совершенствовать на ассистентских студиях в классах известных инструментальных исполнителей Е.Чуприка и Р.Криштальського, которые передали ему специфику общения с разной аудиторией и раскрыли множество художественных тонкостей исполнения и специфики его восприятия общественностью. Этот опыт он впоследствии углубил в собственной концертной практике на сценах Польши, Германии, Швейцарии, Венгрии, Норвегии, России, постоянно совершенствуясь в художественной интерпретации.

Важной составляющей формирования его исполнительного реноме стало и сотрудничество с заметными дирижерами В.Плоскиной, И.Юзюком, Р.Филипчуком, Г.Матесом, Я.Колессой, И.Пилатюком. К этому ряду музыкальной характеристики можно отнести и практику его выступлений с ведущими классическими исполнительными структурами: Национальным оркестром Украины, Академическим симфоническим оркестром Львовской филармонии, Академическим молодежным симфоническим оркестром «INSO-Львов», камерным оркестром «Академии» и «Perpetuum Mobile».

Сегодня свою концертную деятельность он совмещает с педагогическим опытом, много лет передает студентам упомянутой Музыкальной академии, исполняя обязанности доцента кафедры специального фортепиано. Впрочем, таким путем, подражая своим иностранным коллегам, идут сегодня почти все заметные мастера Европы и США.

И, наконец, третий участник этого трио, А.Сопига, который также является представителем упомянутой выше львовской инструментальной школы, пройдя аналогичный путь формирования себя как личности (в свое время получил среднее специальное музыкальное образование в Хмельницком государственном музыкальном училище им. В.Зарембы) имеет также немало оригинальных художественных наград. Позиционируя себя как гитарист-композитор (а композитор и исполнитель в одном лице — это всегда лучший тандем для исполнения собственного сочинения и восприятия искусства самой требовательной публикой), он, продолжая практику своих иностранных коллег и помня о важности межкультурных контактов в собственном творчестве, прошел стажировку в Музыкальном колледже Сантандер (Испания), который традиционно славится гитарным исполнительством.

Отличительной чертой А.Сопигы является высокий профессионализм и художественная мобильность, ведь маэстро остается постоянным участником-солистом ряда международных инструментальных ансамблей и оркестров. Так что своей игрой он широко известен в Польше, Германии, Голландии, Испании, ОАЭ и других странах мира. Его характерным профессиональным признаком, в отличие от творческой практики коллег, является то, что он — «сессионный» музыкант на звуковых студиях Украины, что также характеризует его как специалиста, способного быстро адаптироваться к любому культурному контенту. В этой связи он активно сотрудничает с известными мировыми и украинскими инструменталистами, вокалистами, диджеями. Поэтому победы на многочисленных всеукраинских и международных конкурсах являются лишь логическим подтверждением его высокого художественного реноме.

Еще одним профессиональным достижением этого музыканта является то, что он — первый исполнитель произведений М. Скорика и Вербицкого для гитары, что уже само по себе вызывает уважение.

В целом, эти музыканты, имея качественное и разноаспектное образование, полученное в нескольких специализированных учебных заведениях на разных образовательных уровнях и программах и яркий опыт стажировки или мастер-классов у выдающихся зарубежных педагогов, лишний раз опровергают мнение о целесообразности «сокращенных» сроков обучения, активно практикуемых в образовательной практике современной Украины, и побуждают к пересмотру существующего образовательного опыта. Ведь современные выпускники художественных ЗВО пока слабо позиционируются в культурной практике сегодняшнего дня. И студенты-иностранцы поступают в украинском ЗВО, уже имея полное высшее образование, полученное в местных художественных заведениях.

И хотя название концерта вызывает немало вопросов к организаторам относительно самой идеи мероприятия, ведь танго воспринималось как революционное в народном танце, в общем, он оказался в очередной раз качественной презентацией современной мировой классики на региональной сцене и роли в нем отечественной культурной практики, ведь предложенные музыкальные композиции в интерпретации вышеупомянутых исполнителей позиционируют Украину с лучшей стороны (в программе звучала музыка А.Пьяцолы: «Времена Года в Буэнос-Айресе», «Кафе 1930», «Liber танго», «Medi Tango»; Р.Гальяно «Танго для Клодо»; В.Винницького «Утрата» (памяти М.Скорика), Е.Петербургского «Потерянное Танго», М.Скорика «Танец» и «Три джазовых пьесы»).

Сергей ВИТКАЛОВ, доктор культурологии, профессор кафедры культурологии и музееведения, Ривненский государственный гуманитарный университет. Фото предоставлены автором

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать