Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Украинский пантеон

07 июня, 00:00

Слово «пантеон» с греческого можно перевести как «все боги», т.е. это что-то святое, являющееся одной из главных составляющих духовной памяти народа. Пантеон — это как сжатое олицетворение веков, истории, но это история, которую можно увидеть, к которой через могилы людей, вершивших прошлое, можно прикоснуться, которую можно постигнуть не только умом, но и сердцем, душой. Поэтому пантеон наилучшим образом служит для осознания как отдельным человеком его принадлежности к определенному историческому и этническому сообществу, так и определенным этническим сообществом его особенности и самоопределенности. Однако этот процесс имеет и обратную направленность — только народы, которые чувствуют себя народами, а не народностями, заботятся о создании собственного пантеона. В этой своей обоюдной совокупности пантеон определяет и влияет на судьбу как народов, так и стран. И здесь ярким примером служат судьбы Украины и ее исторических спутников — Польши и России.

Польская история — это не только многотомные трактаты и описания прошлых событий, но и многочисленный пантеон тех, кто эти события совершал, начало которому положило погребение в познаньском кафедральном костеле первого документально известного правителя Польши — князя Мешка I. Здесь же нашли вечный покой и первый польский король Болеслав Храбрый, и славный Казимир Восстановитель. С погребением в 1173 г. князя Болеслава Кудрявого в кафедральном костеле на Вавеле традиция погребения польских правителей переносится в Краков. Здесь похоронены представители польских королевских династий и государственные деятели, а также оба «Naczelniki» — Т. Костюшко и Ю. Пилсудский. В кафедральном костеле на Вавеле похоронен и славный сын польского народа А. Мицкевич, в соборе святых Петра и Павла — выдающийся полемист и деятель польской контрреформации П. Скарга.

Еще и по сегодняшний день противоречивым остается вопрос отправного пункта истории Российского государства, но бесспорным является то, что основы его современного величия начали закладываться в первой половине XIV в. при великом московском князе Иване Калите. И именно его погребение, в построенной им в 1333 году в Кремле церкви, положило начало основанию российского пантеона. В 1501—1508 гг. итальянским архитектором Алевизо Новым на месте этой церкви был построен Архангельский собор, в котором погребены великие московские князья и московские цари с первой половины XIV в. до четверти XVIII в., среди которых Иван IV Грозный и Алексей Федорович. Начиная c Петра I, традиция погребений российских самодержцев переносится в новую северную столицу — Петербург, где в Петропавловском соборе похоронены Романовы.

Как и у поляков, у россиян также есть не только пантеон государственных лиц. Так, в том же Архангельском соборе покоятся выдающиеся воины за «землю русскую» — Дмитрий Донской и М. Скопин- Шуйский. В Успенском соборе Кремля находится пантеон митрополитов и патриархов Русской православной церкви.

Сменив политический уклад, Россия не изменила отношения к пантеону. Его опять перенесли в Москву, на этот раз на Красную площадь, где похоронены лидеры Советского Союза.

А что же Украина и украинцы?

Первыми документально засвидетельствованными украинскими государственными деятелями были князья Аскольд и Дир. После того, как в 882 году они были коварно убиты Олегом в Угорском урочище вблизи Киева, одного похоронили рядом на холме, а второго — прямо на месте преступления. Со временем то ли на могиле Аскольда, то ли около нее его союзником — венгерским вождем Ольмой — была поставлена церковь св. Николая. На этом месте церковь стоит и ныне, однако есть ли там где-то останки Аскольда, с уверенностью сказать нельзя. Убийцу первых киевских князей — Олега — похоронили по языческой традиции и насыпали ему курган где-то на горе Щекавице. Несчастная судьба постигла двух последующих властителей Киева — Игоря и Святослава, их погребений, наверное, и не было. Первое погребение, которое должно было лечь в основу украинского пантеона, — это захоронение останков княгини Ольги, перенесенных из Вышгорода в Десятинную церковь Владимиром Великим. В Десятинной церкви был похоронен и он сам. Однако уже его сына Ярослава Мудрого похоронили в построенной им Софии Киевской, Святослава Изяславича — в построенной им церкви Михаила. Мстислава Владимировича (сына Мономаха) — в построенной им церкви святого Федора, который был его покровителем, Изяслава Мстиславича — около отца в Федоровском монастыре, Всеволода Ольговича — в церкви святых Бориса и Глеба в Вышгороде, Юрия Долгорукого — в церкви Спаса на Берестове. Таким образом, на момент татарского нашествия великокняжеские погребения были разбросаны по всему Киеву и его окрестностям.

Ворвавшись в Киев 6 декабря 1240 г., татары уничтожали и разрушали все, что попадалось на их пути, в том числе и храмы, где были погребения. Как следствие, пантеон государственных деятелей первого украинского государственного образования так и не сформировался как единое целое и канул в безвестность. Однако татары, наверное, уничтожили не все, потому что Федоровский монастырь уже при их господстве дарил иконы построенной в Холме Даниилом Галицким церкви Богородицы, в которой, кстати, его и похоронили. Но то, что не уничтожили татары, уничтожили последующие завоеватели, а главное — из-за равнодушия киевлян к восстановлению святынь до нас, к сожалению, из всех погребений ведущих деятелей украинской государственности Средневековья дошел только саркофаг Ярослава Мудрого в Софии Киевской.

Формирование пантеона во времена Гетманщины началось довольно печально. Останки похороненного в Субботове Б. Хмельницького были в 1664 г. вынуты и разбросаны героем польского национального гимна «Jeszcze Polska ne zginela» С. Чернецким. Далее, из-за отсутствия зрелого чувства национального самоопределения и чувства преемственности национально-государственного центра времен Киевской Руси — Киева, погребения преемников Хмельницкого были разбросаны по всей Украине. И. Выговский похоронен в Крестовоздвиженской церкви в скиту Руда Гниздычевская на Галичине, И. Скоропадский — в Намалиевском девичьем монастыре около Глухова, Д. Апостол — в с. Сорочинцы в построенной на его пожертвования единственной на то время каменной церкви в Миргородском полку, К. Розумовский — в церкви Воскресения Христова, отстроенной им на руинах мазепинской церкви, разрушенной во время разгрома Батурина в 1708 г. А. Меньшиковым. П. Дорошенко же похоронен в России в с. Ярополче Волоколамского уезда около церкви св. Параскевы; также за пределами Украины похоронен И. Мазепа — в монастыре св. Георгия на берегу Дуная около Галаца в Молдове. Следы же Д. Многогришного вообще теряются в восточной Бурятии, такая же судьба постигла и И. Самойловича в тобольской ссылке.

Таким образом, украинский пантеон в XVII—XVIII вв. вообще не был сформирован.

В новейшие времена, не имея опоры в прошлом, украинцы вновь не исправили положения. Только первый Президент Украины М. Грушевский был похоронен в столице Украины на Байковом кладбище, остальные же деятели периода борьбы за украинскую государственность нашли вечный покой далеко за ее пределами. С. Петлюра похоронен в Париже, П. Скоропадский — в Висбадене.

Не лучше судьба и других украинских деятелей. Так, могила П. Сагайдачного при перестройке Богоявленской церкви киевского братства в XVIII в. оказалась под ее стеной, и таким образом навеки исчезла с глаз потомков. У митрополитов киевских также не было постоянного места погребения, они были похоронены в разных храмах Киева, и вследствие уничтожения последних разными варварами как Средневековья, так и современности, исчезли. Уже в наши времена первого патриарха Украинской православной церкви похоронили, так сказать, у дверей украинской святыни.

И что же в результате?

Поляки и россияне — это национально сознательные, с сильным чувством национального достоинства и уверенности народы, а украинцы — народ с чувством второсортности и безразличия к национальной принадлежности. И это не удивительно, потому что каждый россиянин или поляк может, поклонившись праху своих державных пращуров в Кремле или на Вавеле, проникнуться не только материальным, но и духовным национальным единством, проходящим сквозь века. А что может украинец? Прикоснуться к собственной истории он может только через могилы или Казимира Великого, или Петра Скарги, или Петра I, т.е. могилы чужих государственных и общественных деятелей, которые к тому же работали над разрушением украинского государства, и таким образом только вновь почувствовать себя жителем «ziem zabranych» или «юго-запада Росии».

Так не в этом ли кроется вся тайна наших исторических неудач?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать