Не могут вести кого-то за собой те, которые не имеют никаких внутренних данных на то, чтобы самих себя повести.
Вячеслав Липинский, украинский политический деятель, историк, историософ, социолог, публицист

Катастрофа со многими неизвестными

Техническая неисправность, удар ракетой, теракт на борту, столкновение c дроном — эксперты выдвинули основные версии падения Boeing-737 авиакомпании МАУ в Иране
8 января, 2020 - 18:56
НЕ ДОЖДАЛСЯ... (КИЕВ. «БОРИСПОЛЬ». 8 ЯНВАРЯ 2020 Г.) / ФОТО РЕЙТЕР

Наша первая колонка новогоднего номера оказалась красноречивой. Буквально в первые дни 2020-го на Ближнем Востоке развернулись события, которые только набирают обороты и будут иметь далекоидущие последствия. Не будем пересказывать детали, отметим лишь основные из них. 3 января близ аэропорта Багдада США с помощью ракет ликвидировали командира элитного подразделения «Аль-Кудс» Корпуса стражей исламской революции Касема Сулеймани. Вместе с ним погибли заместитель командующего Силами народной мобилизации Ирака Абу Махди аль-Мухандис и более 10 других военных и гражданских лиц. Американская сторона сообщила, что соответствующие действия были «мерой обороны».

В ответ иракский парламент проголосовал за вывод американских войск из страны, а иранский парламент — за признание армии США и Пентагона террористическими организациями. Кроме того, правительство Ирана объявило, что снимает с себя ряд обязательств, наложенных многосторонним «ядерным соглашением», относительно ограничения уровня и объемов обогащения урана. Далее последовал военный ответ. Сразу две военных базы в Ираке, на которых расположен американский военный контингент, были атакованы иранскими военными. Это авиабаза аль-Асад, расположенная в 160 км к западу от Багдада, и аэропорт Эрбиля, на севере страны. Человеческих потерь вследствие атак нет.

В Украине все эти события обсуждали — в основном на уровне экспертов и журналистов. Учитывая, что как раз в эти дни Президент Украины Владимир Зеленский вместе с семьей после отдыха в Карпатах вдруг оказался недалеко от места ближневосточных событий — в Обмане на аравийском полуострове. Как написали в СМИ, это было продолжение отдыха, но уже инкогнито на берегу Индийского океана. Когда же об этом стало известно, то Офису Президента и МИД пришлось оправдываться и в срочном порядке организовывать встречу Зеленского с представителями оманской власти (фотодоказательства прилагались).

На событие в Ираке в украинском МИД также отреагировали. Коротко: «Украина исходит из насущной необходимости предотвратить дальнейшую эскалацию и любые акты мести, которые могут стать угрозой для стабильности региона и глобальной безопасности». Насколько глубоко власть Украины анализирует соответствующие события, происходящие «где-то там далеко», в частности возможные последствия для нашей страны, сказать сложно. Официально об этом ничего не известно.

Однако рано утром 8 января, после иранских атак на американские базы, произошла трагедия, о которой заговорила вся Украина и весь мир. Украинский самолет Boeing-737 авиакомпании МАУ, следовавший рейсом Тегеран — Киев, разбился вскоре после взлета в иранской столице. На борту находились 167 пассажиров и 9 членов экипажа. Все они погибли. «Нам известна следующая информация относительно стран происхождения погибших в катастрофе PS 752: Иран — 82; Канада — 63; Украина — 2 + 9 (экипаж); Швеция — 10; Афганистан — 4; ФРГ — 3; Великобритания — 3. Выражаем наши соболезнования Украинская власть продолжает расследование», — написал министр иностранных дел Украины Вадим Пристайко в Twitter.

«Дал поручение Генеральному прокурору открыть уголовное производство относительно катастрофы самолета МАУ в Тегеране. Должна быть создана следственная комиссия из представителей силовых и профильных ведомств, ответственных за гражданскую авиацию. Должны отработать все возможные версии. Независимо от выводов относительно причин катастрофы в Иране, будет проведена проверка летной пригодности всего гражданского флота», — это реакция Владимира Зеленского в Facebook, который по сообщению Telegram-канала Офиса президента «срочно прервал поездку в Оман и возвращается в Киев».

Позже во время брифинга премьер-министра Украины Алексея Гончарука и секретаря СНБО Украины Алексея Данилова, они сообщили дополнительные детали и реакцию Украины на катастрофу. «До выяснения причин трагедии мы приняли решение о прекращении работы украинских авиакомпаний в воздушном пространстве Ирана (после катастрофы аналогичное решение принято разными странами и авиакомпаниями мира. — Ред.). Как только причины будут выяснены, решение будет пересмотрено. Мы, безусловно, будем требовать, чтобы это расследование проводилось в максимально публичной плоскости, чтобы все публичные международные организации, способные обеспечить доверие к этому расследованию, были привлечены», — заявил Гончарук.

«Конечно, расследование должно проводиться прежде всего на месте трагедии. По условиям международного права, (к расследованию. — ИФ) должны быть обязательно привлечены страны, граждане которых стали жертвами этой трагедии. Также должны быть привлечены специалисты компании Boeing», — прибавил Алексей Данилов.

  Следовательно, главный вопрос — что является причиной падения самолета, остается открытым. Вскоре после катастрофы иранские спасатели нашли черные ящики самолета МАУ, над которыми работают специалисты. На уровне министров иностранных дел Украины и Ирана договорено о координации дальнейших действий следственных групп по делу авиакатастрофы.

«Воздушное судно было исправно. Мы гарантируем исправность наших самолетов и высокую квалификацию наших экипажей», — заявил, отвечая на вопрос журналистов во время брифинга, президент авиакомпании МАУ Евгений Дихне. По его словам, 6 января 2020 года проводилось последнее плановое техническое обслуживание самолета перед вылетом.

«Друзья, я не официальное лицо, но могу с уверенностью сказать несколько фактов, которые могут ответить вам на некоторые вопросы, — написал в ФБ Iurii Truepilot. — Экипаж. Прекрасные пилоты. Я летал с каждым из них. И за каждого уверен, как в самом себе. Подготовка. Последние 2 года каждый тренажер наши пилоты, по иронии судьбы, летали именно в Тегеране, сложном горном аэродроме, и уже чувствовали себя там как дома... без проблем, справляясь с тяжелыми отказами двигателя на взлете и максимально сложными погодными условиями. Качество летной подготовки в МАУ признано не только в Украине, но и в Европе и даже в США. Самолет. UR-PSR — один из новейших бортов в Украине (3.5 года). Прекрасное техническое состояние. Пилоты очень любили летать на нем из-за его хороших летных качеств и современного оборудования. Этот борт пришел к нам прямо с завода Boeing в 2016 году. Исходя из всего вышеперечисленного, вероятность технической проблемы — минимальна, а вероятность того, что опытный экипаж не смог бы справиться с этой задачей — еще меньше».

«Хотя в СМИ и соцсетях бытует в основном версия о «технической неисправности», сложно НЕ связать крушение самолета с американо-иранским противостоянием, — пишет эксперт Украинского института будущего Илия Куса. — Ситуация очень сложная. Нужно понимать, что это случилось вскоре после ракетных ударов Ирана по военным объектам США. Учитывая региональную ситуацию, я могу допустить 4 основные версии события:

1. Техническая неисправность, как многие и говорят.

2. Удар ракетой. То, что творилось с часа ночи до 4-х утра, полностью могло зацепить любой самолет. В небе ракеты, самолеты-перехватчики подняты в воздух, системы ПВО на стреме. А самолеты продолжали вылетать из Тегерана.

3. Теракт на борту. Опять же, в контексте того, что происходит, учитывая наэлектризованность атмосферы в регионе и массовую истерию в Ираке и Иране, все возможно.

4. Столкновение с дроном. Вероятнее всего, американским. Их там в небе было много сразу после ракетных ударов. Они небольшие, их сложно заметить.

Сейчас будет очень много спекуляций на эту тему. Я все-таки предлагаю дождаться анализа «черного ящика» с борта самолета и не делать поспешных выводов».

Но один вывод в этой ситуации можно сделать точно — нашей стране нужна мобилизация интеллектуалов, профессиональных людей, которые бы советовали и принимали профессиональные решения, исходя из ситуации, которая сложилась. Это касается как вопросов, связанных с катастрофой самолета, так и проведения внешней политики. Общество должно чувствовать защиту, а не растущий страх.

«СИТУАЦИЯ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ ОБОСТРИЛАСЬ, НО Я НЕ СОГЛАСЕН С МНЕНИЕМ, ЧТО ЭТО НАЧАЛО ТРЕТЬЕЙ МИРОВОЙ»

Вячеслав ШВЕД, заведующий отделом истории стран Азии и Африки Института всемирной истории НАН Украины:

— Прежде всего, я хотел бы отметить, что все события, которые в настоящее время происходят, полностью закономерно обусловлены теми тенденциями отношений между Соединенными Штатами и Ираном, между Ираном и соседними арабскими странами, что длятся в течение последних лет.

Развитие отношений между США и Ираном после прихода к власти президента США Дональда Трампа непрестанно обострялось. Главная причина этого, с точки зрения Штатов, экспансионистская политика Ирана и его нынешнего режима, которая стремительно набирала оборотов, начиная с 2015 года. Тогда было подписано так называемое всеобъемлющее соглашение о ядерной программе Ирана (еще при президентстве Обамы). Разработчики программы надеялись, что она позволит прекратить притязания Ирана к владению ядерным оружием, однако Иран, по мнению многих аналитиков, из США в частности, использовал послабление санкций для того, чтобы перенаправить десятки миллиардов средств на новые внешнеполитические авантюры. Трамп и его команда очень негативно охарактеризовали соглашение 2015 года, ведь оно, на их взгляд, не перекрыло каналы увеличения экспансионистского напора Ирана в ближневосточном регионе. США настаивали на том, что это соглашение должно было бы быть пересмотрено, и в соответствии с ним должны были бы быть внесены вопросы относительно прекращения экспансионистской политики Ирана, прекращения развертывания системы создания баллистических ракет, прекращения агрессии и оккупации Ираном Сирии, его вмешательства в дела Йемена и многих других стран.

Мы видим, что развитие событий привело к тому, что фактически в конце 2019-го — начале 2020 года эпицентр напряжения между арабским миром и Ираном сместился в несколько соседних стран, прежде всего — Ирак и Ливан, где народные массы выступили не только против коррумпированной политики их власти, но и против того, что эта власть фактически контролировалась иранским режимом. Эти народные восстания в Ливане и Ираке имели четкую антииранскую направленность, и здесь как раз и проявилась зловещая роль уже покойного генерала Касема Сулеймани. Недавно американский аналитик Мэтью Мелип, который в Вашингтонском институте Ближнего Востока занимается вопросами контртерроризма, исследованием спецслужб, назвал Сулеймани «Принцем иранского терроризма», ведь тот почти 20 лет возглавлял наиболее подготовленный для всевозможных внешнеполитических авантюр специальный корпус «Аль-Куц» в системе корпуса «Часовых исламской революции». Представьте себе, что в этом отборном войске есть еще одна суперструктура как «Куц», которая использовалась везде на Ближнем Востоке, где было нужно создавать политическое напряжение, восстание, политические убийства и так далее. Поэтому не удивительно, каким образом отреагировали США на поступки Касема Сулеймани.

Сегодня ситуация чрезвычайно обострилась, но я, все же, не разделяю мнений тех аналитиков, которые считают что эти события ведут к краху и неминуемой Третьей мировой войне. Да, Иран в настоящее время с саблями, над мечетями висят красные флаги (что фактически значит, что страна в состоянии войны), они разрабатывают 13 версий атаки-мести США. Однако Иран находится в невыгодной позиции, потому что санкции очень серьезно ударили по стране, а также от режима устал сам иранский народ. Недавно по всему Ирану прокатилась волна народных выступлений с призывами: «Мы не хотим воевать ни в Сирии, ни в Ливане, ни в Ираке — займемся самим Ираном».

Правы те аналитики, которые говорят о том, что Иран не прекращал работу над созданием своего собственного ядерного оружия. США предстали перед вопросом: что дальше делать, как не дать Ирану перейти эту красную линию, ведь создание ядерного оружия в Иране приведет к цепной реакции во всем ближневосточном регионе: и Турция, и Саудовская Аравия, и Египет, и другие страны непосредственно начнут, если уже не начали, заниматься созданием собственного ядерного оружия. Сегодня наступил определенный момент истины.

Многие говорят, что нынешняя ситуация негативно повлияет на внешние отношения Украины, ведь США сможет разменять Украину на то, чтобы Россия поддержала их давление на Иран, учитывая, что в настоящее время Россия является наиболее влиятельным партнером вместе с Китаем для Ирана. Такое не исключается, как и не исключается, что США может готовить серьезный удар по ядерным объектам и наибольшим базам Ирана. 

Я не верю в то, что по ближневосточному региону прокатится волна мусульманских выступлений, которые будут уничтожать все американское. Я сам был и в Саудовской Аравии, и в Кувейте, и я вам скажу, что никогда арабы, за некоторым исключением, не пойдут на массовые выступления, если что-то случится с Ираном. Сунниты и шииты настолько глубоко разделены, что там это не состоится. Да, мы видим картинку из иранского телевидения, все эти плачи за Сулеймани, призывы к мести, но должны понимать, что эти картинки не отбивают действительных настроений самого иранского общества, которое очень устало от непрерывного перенаправления средств на внешнюю политику.

По моему мнению, сегодня много чего зависит от того, насколько последовательно, четко и обдумано будет действовать президент США, потому что у него есть своеобразная манера: то он выступает с очень агрессивными призывами, то говорит, что США не хотят войны, чем сбивает с толку своих союзников. Очень важно, чтобы нынешний американский президент осуществлял политику относительно Ирана, опираясь на могущество своей страны, необходимо эффективно, последовательно, продуманно подойти к тому, чтобы заставить Иран отступить от намерений создать ядерную бомбу.

P.S.

«День» соболезнует родным и близким погибших в авиакатастофе самолета Boeing-737 рейса PS 752 Тегеран-Киев.

Иван КАПСАМУН, Алиса ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ