Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Между формальностью и эффективностью

В каком «состоянии» находятся западные санкции против России, и способны ли они принудить Кремль к миру?
24 октября, 19:40
РИСУНОК ВИКТОРА БОГОРАДА

«Украинская сторона внесла четкое предложение — давайте рассмотрим позицию, чтобы продолжить санкции не на полгода, а на год — на весь 2017 год. Сейчас этот вопрос обсуждается среди стран — членов ЕС», — заявил Президент Петр Порошенко в интервью украинским телеканалам в воскресенье, добавив, что сейчас в Евросоюзе уже не обсуждается вопрос продолжать или не продолжать санкции, если Минск не будет имплементирован.

Введение санкций против России является одним из инструментов давления Запада на агрессора, который пытается, в том числе и за счет Украины, вернуть себе статус мирового игрока. В ответ на санкции США и ЕС Кремль ввел свои — антизападные санкции, запретив ввоз в страну ряда европейских товаров. Для российского зрителя власть даже на показ экскаватором уничтожала завезенные фрукты, сыры, хамоны. И ничего, что от этого пострадает рядовой россиянин — ему не привыкать быть бедным... при наличии огромной территории и всех необходимых природных ресурсов.

Появление помощника Путина Суркова, который находится в санкционном списке европейцев, на переговорах в Берлине — это своего рода замер нынешних отношений Евросоюза с Россией. Немцы объяснили его участие в «нормандском формате» тем, что от российской стороны поступил соответствующий запрос об исключении, и он был удовлетворен. Но проблема явно глубже. От европейцев все чаще звучат призывы снятия санкций против России. Или о том, что Украина должна выполнить свою часть обязательств Минских договоренностей. Фактически речь идет о том, что, несмотря на саботаж Кремлем своей части ответственности, согласно соглашению, не говоря уже о развязывании войны и оккупации украинских территорий, Украина должна предоставить особый статус захваченной Россией части Донбасса, при этом так и не получив контроль над своей землей.

РИСУНОК ВИКТОРА БОГОРАДА

«Сегодня позвонил мой приятель, который вернулся из Москвы, — пишет у себя в «Фейсбуке» Валентина Руденко. — Ему пришлось провести там несколько дней, чтобы встретиться со своей родней. Рассказал, что год назад в это же время в московской сети «Азбука вкуса», например, не было никаких сыров, кроме белорусских. А теперь в этой самой сети представлен, как и раньше, полный спектр деликатесов из ЕС, как было до санкций — два года назад — хамоны, прошутто, бельгийские паштеты, французские вина и огромный выбор сыров: французских, немецких, швейцарских и даже британских. Так сказать: «фромаж, сэр»! Спрашивает меня мой приятель: «Они что, сняли уже санкции, как думаешь?»

Санкции не сняли. Но события в европейско-российских отношениях свидетельствуют о явном потеплении. Не влияют кардинально и такие варварские преступления России, как бомбардировки гражданских лиц в осажденном сирийском городе Алеппо. Во время последнего саммита Евросоюза участники договорились усилить давление на Москву и сирийское правительство, но не договорились относительно санкций, как хотели этого некоторые правительства ЕС. Сошлись только на нечетком предупреждении о том, что «ЕС рассмотрит все имеющиеся варианты, если нынешнее насилие будет продолжаться». Против, по крайней мере открыто, выступила Италия. Премьер-министр Маттео Ренци, чья страна имеет широкие торговые связи с Россией, заявил, что экономические санкции не должны быть частью этой стратегии, потому что они не заставят Москву вести переговоры по мирному урегулированию.

Интересно, какие переговоры с россиянами по украинскому вопросу или сирийской проблеме дали серьезный результат за последнее время. Даже если подписываются какие-то договоренности, как, например, Минские, Кремль их не выполняет. Более того, российская власть уже длительное время последовательно «работает» с западными странами, учитывая их разнообразие и слабые места. Цель — размыть позицию Запада и внести расхождения в его ряды. Собственно, позиция итальянского премьера тому подтверждение. Как и вояжи отдельных политиков или представителей культуры в Россию, тем более в оккупированный Крым, где они рассказывают о необходимости налаживания дружеских отношений.

Польский режиссер Кшиштоф Занусси — среди друзей России. 21 октября 2016 г. в «Российской газете» было опубликовано его большое интервью под заглавием: «Никого не надо учить жить правильно». Рассуждая по этому поводу в своем блоге «Проклятие западных интеллектуалов» (yakovenkoigor.blogspot.ru/2016/10/

blog-post_23.html), российский журналист Игорь Яковенко пишет: «Подлость остается подлостью, даже если оправдание диктаторского режима делается в мягкой форме защиты «разнообразия мира». А далее Яковенко продолжает:

«Впрочем, те западные мыслители, кто считает путинский режим диктатурой и дает советы по его демонтажу, чаще всего понимают то, что происходит в России не больше, чем западные сторонники Путина. Financial Times посоветовала российским олигархам опять, как в 1996 году, взять судьбу страны в свои руки. «20 лет назад небольшая группа российских бизнесменов спасла страну», и вот теперь «олигархам снова необходимо вмешаться», — считают британские аналитики. По их мнению, «олигархи должны идти на риск и организовать смену власти в Кремле» (цитаты из Иносми.ру).

Можно даже не принимать во внимание оценку того, что произошло в 1996 году. Я убежден, что это были окончательные похороны демократии, кто-то считает, что это было ее спасение. Будем считать этот очевидный для меня вопрос спорным. Но вот что касается тех, кому британские аналитики предлагают заняться устранением от власти Путина, тут, надеюсь, нет никаких разных мнений? Хоть кто-нибудь в России из тех, кто имеет представление, кто такие Абрамович и Ковальчук, Ротенберг и Усманов, Фридман и Прохоров, Дерипаска и Якунин, Сечин и Миллер, считает их способными на заговор против Путина?

Перечисленные выше путинские олигархи либо стали таковыми благодаря близости к Путину, либо сохранили свой статус благодаря лояльности к нему. Он один их «крыша», потеряв которую, все они попадают в пространство неопределенных перспектив в диапазоне от лишения значительной части нажитых непосильным трудом богатств до тюремной камеры. И второе обстоятельство, которое делает абсурдным совет британских «экспертов» российским олигархам, называется страх. Путину достаточно просто внимательно посмотреть на любого из перечисленных выше товарищей, чтобы под этим несчастным образовалась лужа».

Итак, насколько реальным и действенным является инструмент санкций против России?

«ЕВРОПА СТОЛКНУЛАСЬ С РЯДОМ ПРОБЛЕМ, КОТОРЫХ РАНЕЕ НЕ ЗНАЛА, ЧТО ОТВЛЕКАЕТ ЕЕ ВНИМАНИЕ ОТ ВОЙНЫ В УКРАИНЕ»

Анджей ШЕПТИЦКИЙ, аналитик Института международных отношений Варшавского университета:

— Вопрос санкций нужно рассматривать в двух измерениях — экономическом и политическом. Если говорить об экономическом измерении, то он является ограниченным, и потому не на сто процентов эффективным. Конечно, вследствие этого происходит определенная торговля продуктами между РФ и ЕС, Украиной. И речь идет не только о товарах питания. Это касается и некоторых видов даже вооружения. Например, Украина, а именно «Мотор Сич», поставляла двигатели для российских вертолетов. Что касается нынешней ситуации, то так происходит с каждым законом, который одни выполняют, а другие нарушают. Вместе с тем, мы видим определенные результаты от санкций, поэтому нельзя говорить, что они не работают.

Что касается политического измерения последствий санкций, прежде всего они демонстрируют негативное отношение Запада к агрессии РФ против Украины. Это еще и политическая позиция. Таким образом, санкции являются элементом солидарности между странами — членами ЕС и Украиной в отношении поведения РФ. Безусловно, и в Европе существуют силы, которые можно назвать пророссийскими. Они пытаются сделать все, чтобы отменить или хотя бы ослабить санкции. О чем это свидетельствует? О том, что эти меры действительно ударили по РФ и она всячески стремится избежать санкций. Если бы от них не было никакого эффекта, то не было бы смысла с ними бороться Кремлю. Проблема заключается еще и в том, что Европа в последнее время столкнулась с рядом таких проблем, которых до того она не знала. Это отвлекает ее внимание от войны в Украине, которая негативно влияет на эффективность упомянутых мер.

Однако за эти два года в ЕС уже все разобрались, что именно происходит у вас в стране, и даже государства, которые с самого начала приязненно относились к РФ, считают ее агрессором, например Франция.

«СВОЕЙ ТОРГОВЛЕЙ С КРЫМОМ И ДРУГИМИ ОККУПИРОВАННЫМИ ТЕРРИТОРИЯМИ МЫ САМИ ПОДРЫВАЕМ РЕЖИМ САНКЦИЙ»

Григорий ПЕРЕПЕЛИЦА, доктор политических наук, конфликтолог, профессор Киевского национального университета им. Т.Г. Шевченко:

— Безусловно, с течением времени эффективность санкций будет уменьшаться, ведь существует такое свойство, как адаптация к препятствиям. Но главной причиной этого является то, что Украина сама начала использовать нечеткие формулировки. Например, называть войну Антитеррористической операцией. Мы не сделали этого ни юридически, ни политически. Только в заявлениях отдельных политиков звучит слово «война», что де-факто никак не влияет на реальное положение вещей. Таким образом, с 20 февраля 2014 года мы только накапливаем проблемы в определениях, когда, с одной стороны, называем одни вещи контрабандой, а с другой — покупку угля с оккупированных территорий обычной торговлей. Выходит так, что юридически у нас РФ не является воюющей стороной. А следовательно, никаких претензий к тем, кто торгует с ней официально не может быть. Это проблема, поскольку речь идет еще и о том, что Запад не имеет юридических оснований для наказания агрессора.

Санкции являются достаточно мягкой мерой по сравнению с международной блокадой. А именно блокада должна применяться к агрессору и оккупанту. Запад, которому подают войну против Украины как внутренний конфликт, сам начинает выбирать риторику, мол, почему он должен терять дивиденды от санкций против РФ? Таких мнений становится все больше, тем более когда в Европе видят, что Украина сама продолжает торговлю с агрессором. Недавно срок действия указа Президента касательно санкций против РФ закончился, и определенный промежуток времени санкции не действовали, пока Порошенко не пролонгировал действие этих запретов. Этим люфтом воспользовались те, кто торгует с РФ.

Можно сказать, что РФ сейчас сама напросилась на новые санкции своими действиями в Сирии — бомбардировкой жилых кварталов и гуманитарных конвоев. Запад просто не мог не отреагировать на эти очевидные преступления. Но это не значит, что это связано с войной в Украине. Однако фактор будущих выборов во Франции и Германии будет только ослаблять эти санкции. Правительства этих стран будут искать способы не  раздражать бизнес и не вредить своей экономике. Соответственно, внимание к контролю за циркуляцией товаров будет уменьшаться. Более того, будет продолжаться поиск других каналов для восстановления торговли с РФ, ведь это довольно большой рынок.

Сейчас товары из Украины завозятся в Беларусь, там растаможиваются и оттуда попадают в РФ в качестве уже белорусских товаров. Так же в РФ попадают наши товары через оккупированные территории. Безусловно, если линия фронта длительное время остается зафиксированной, то там возникают коллаборационистские моменты. Своей торговлей с Крымом и другими оккупированными территориями мы сами подрываем режим санкций.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать