Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Праздник Крещения или ревизия истории?

Валентин НАЛИВАЙЧЕНКО: «...Таким образом происходит насаждение «Русского мира»
25 июля, 11:12

Что следует ожидать от помпезного празднования 1025-й годовщины Крещения Руси? Как реформировать милицию? Насколько является реальным принятие постановления о 60-й годовщине Норильского восстания? Как изменить характер отношений государства и гражданского общества? Достаточно ли внимания со стороны власти и оппозиции к подготовке 80-й годовщины почтения памяти жертв Голодомора? Как Украине оградить себя от проблем Европы на пути к евроинтеграции? Ответы на вопросы давал народный депутат от фракции «УДАР» Валентин НАЛИВАЙЧЕНКО на встрече с журналистами и участниками Летней школы журналистики «Дня».

 Ирина ЛАЗУРКЕВИЧ, Львовский национальный университет имени Ивана Франко:

— Вы входите в состав межфракционного объединения «За единую поместную православную церковь». Как известно, в Киеве планируются помпезные торжества по случаю 1025-й годовщины Крещения Руси, на которых будет присутствовать, в том числе, Патриарх Кирилл, Владимир Путин. Какие ваши прогнозы относительно идеологических последствий таких общих празднований?   

 Валентин НАЛИВАЙЧЕНКО:

— Безусловно, таким способом происходит насаждение «Русского мира». А еще хуже, что это происходит при участии украинской власти, ведь известно, что запланировано очень много мероприятий. Вообще, все это больше напоминает прямое вмешательство власти в вопросы религиозных отношений, что является недопустимым. Поэтому первая мотивация моего участия в упомянутом межфракционном объединении — максимально уменьшить вмешательство политиков в религиозные дела церквей, разных конфессий. Политики должны только обеспечивать гражданам Украины свободу вероисповедания.

«...ВКЛЮЧИТЕ ВСЮ ТЕХНИКУ И ПРОКОНТРОЛИРУЙТЕ РУКОВОДСТВО МВД...»

 Дмитрий ПАЛЬЧИКОВ, Львовский национальный университет имени Ивана Франко:

— Недавно произошел очередной всплеск гражданской агрессии в адрес милиции, в частности, люди штурмовали Святошинский райотдел в Киеве. Хорошо известно, что это не единственный случай, были еще резонансные события во Врадиевке. Мы видим, что в результате отсутствия системных реформ правоохранительной системы, люди вынуждены идти на радикальные действия. С другой стороны, является ли это выходом из ситуации — штурмовать государственные учреждения? Какие ваши рецепты?

В. Н.: — Право на защиту человека от своеволия стражей порядка закреплено базовыми документами ООН. Если совершаются преступления против мирного населения, мы имеем международное и национальное право себя защищать. Даже если преступник нацепил на себя погоны. Да, встречаются воры, убийцы и насильники в правоохранительной системе, но если руководитель покрывает их, это приводит к радикальным протестам. Сегодня от милиции страдают все — предприниматели, водители, молодые люди, которые возвращают из дискотеки. Выходит так, что людей нужно защищать от этой правоохранительной системы, хотя должно быть наоборот. Об этих проблемах последние три с половиной года говорили — журналисты, парламентарии, общественные деятели... Была ли реакция? Никакой!

Что нужно делать власти с точки зрения национальной безопасности? В первую очередь — персональная ответственность руководителей правоохранительных органов. Как специалист, могу вам сказать, что подразделения внутренней безопасности в каждом министерстве подчиняются только одному человеку — руководителю. И это подразделение призвано работать против собственных сотрудников, нарушающих закон.

Так называемые стражи порядка прослушивают политиков, оппозиционеров, просто активных граждан. У меня к ним профессиональное обращение: включите всю технику и проконтролируйте руководство МВД — узнайте, какой у кого бизнес, кто и в каких чемоданах привозит им наличные ежемесячно, какие задачи они ставят областным руководителям...

В целом же, моя позиция такова: программу, которая сейчас действует в государстве, нужно удалить. Она инфицирована и работает уже как вирус — на уничтожение людей. Должна быть написана другая программа. Создана новая модель работы, где правоохранительные органы будут работать не против собственных граждан, а для их защиты.

 Иван КАПСАМУН: — Говорят о грузинском, польском, другом опыте. Какой должна быть эта модель для Украины?

В. Н.: — Я знаком с названным опытом. Украине нужен свой путь. Он должен быть радикальным. Со старыми людьми, отравленными коррумпированной системой, изменить ничего нельзя. Нужна безусловная антикоррупционная люстрация власти, начиная с руководства и заканчивая обычными отделами милиции, налоговых органов.

Нужно работать с молодыми людьми, в частности, пересмотреть программу обучения в специализированных учебных заведениях правоохранительных органов.

Я поддерживаю также то, что говорил Евгений Марчук. Фракция «УДАР» уже даже внесла законопроект, предусматривающий систему выборности местными общинами милиционеров, прокуроров, судей. Также должно быть право людей на вотум недоверия, если кто-то во власти работает неподобающим образом или совершает преступления.

Еще один шаг — на место непрофессиональных руководителей в систему должны вернуться профессионалы, которые стоят на государственнических позициях, позициях добропорядочности.

 Роман ГРИВИНСКИЙ, выпускник Киево-Могилянской академии:

— Не секрет, что государство в лице СБУ и МВД часто рассматривает общественную активность как потенциальную угрозу для себя. Соответственно, оно направляет определенные усилия на ее мониторинг и даже осуществляет попытки склонять отдельных граждан к сотрудничеству. Насколько серьезные ресурсы используются для этих задач? Что вы делали, находясь на должности главы СБУ для того, чтобы изменить характер отношений государства и гражданского общества?

В. Н.: — Главный принцип деятельности СБУ — это принцип ответственности перед народом. В законе о Службе не прописана ответственность ни перед одним чиновником, премьер-министром или Президентом. Для того, чтобы национальная спецслужба не работала против собственных граждан и общественных организаций, нужно следующее. Шаг №1 — существование действенного Общественного совета при СБУ, в который должны быть включены общественные организации. Шаг №2 — обновление собственного кадрового состава и привлечение к работе молодежи. Не обязательно на военные должности. Напротив, необходимо демилитаризовать СБУ, предложить гражданские должности. Например, в свое время я приглашал на работу молодых людей из Центра исследований освободительного движения, которые не имели никакого военного звания. Шаг №3 — реформирование СБУ, в частности, максимальное сокращение функций в сфере следствия. Шаг №4 — отозвать представителей спецслужбы изо всех учебных заведений и органов власти.

А главное, что нужно сделать — наконец перестать воспринимать собственных граждан как угрозу.

«С КОММУНИСТАМИ НЕ О ЧЕМ ГОВОРИТЬ, ОНИ САМИ ЯВЛЯЮТСЯ НАСЛЕДНИКАМИ КОНВОИРОВ В КОНЦЛАГЕРЯХ»

 Наталия ПОНЕДИЛОК, Днепропетровский национальный университет:

— Известно, что вы зарегистрировали в Верховной Раде проект постановления о 60-й годовщине Норильского восстания на государственном уровне. На сегодня это постановление прошло комитет, а когда следует ожидать его рассмотрения в сессионном зале? Какие шансы на его принятие?

В. Н.: — Такой проект постановления действительно был внесен. В этом большую роль сыграла газета «День» и общественные слушания. Профильный комитет это постановление уже прошел. Сейчас главная задача — внести постановление в повестку дня сессии. К сожалению, парламентское большинство интересуют совсем другие вопросы, например, вексельные схемы, трансфертное ценообразование и другие лоббистские полукоррупционные законопроекты. Однако, мы будем настаивать на своей позиции.

Следующей задачей будет выступить с трибуны и убедить других депутатов проголосовать. Фракция «УДАР», конечно, проголосует — все 42 штыка, «Батьківщина», думаю, тоже. Надеюсь, что и «Свобода». Они пошли немного другим путем: «Давайте постановление не только о «Норильском восстании», а обо всем и сразу». Включили в документ такую терминологию, что я, как профессиональный дипломат, могу сразу сказать: некоторые формулировки не воспримут ни в Раде Европу, ни в Европарламенте. Мой подход — по знаковым событиям принимать отдельные постановления.

С коммунистами, конечно, не о чем говорить, они сами являются наследниками конвоиров в концлагерях. А с Партией регионов нужно говорить, чтобы дала если не большинство, то хотя бы часть голосов.

 Лариса ИВШИНА:

— Это такая лакмусовая бумажка, которая очень хорошо указывает нам, в каком глубоком системном кризисе находится украинское общество. С одной стороны, мы находимся в канун ассоциации с Евросоюзом, с другой — у нас за спиной огромный багаж брошеных проблем. Вообще, мы единственная страна на европейском пространстве, кроме России, где в парламенте и до сих пор представлены коммунисты, причем какие?

В. Н.: — Бизнесмены, которые поддерживали не одно правительство и не одного премьера, в том числе, и господина Азарова — дважды.

Л. И.: — На стороне коммунистов то, что народ сейчас настолько обеднел, что опять рекрутирует, даже молодежь. Несмотря на довольно сложную картину в оппозиции, она должна активнее работать с обществом. С вашей точки зрения, какие импульсы нужно давать людям, чтобы они понимали глубину проблемы?

В. Н.: — Я думаю, что каждый собственным примером должен показывать, как и что делать. Например, поддерживать такие проекты, как Летняя школа журналистки «Дня». Депутатам, особенно тем, которые впервые избраны в парламент, советую работать в регионах, открывать общественные приемные. Безусловно, парламентарий в самой Верховной Раде должен голосовать за решения в интересах общества.

Все европейские страны, которые развивали независимые СМИ, оказывали и оказывают свободным медиа большую поддержку. Но не благодарностями в День журналиста, а конкретными законопроектами. Вспоминаю о своем опыте работы в Финляндии. Финские национальные издания инициировали закон об общественных СМИ, который поддержало государство. По закону, каждый гражданин Финляндии через жестко установленные процедуры имеет возможность стать совладельцем какого-то издания. Вместе с тем, закон предполагает запрет на скупку и монополизацию акций. Надеюсь, такой законопроект будет принят и заработает в Украине.

Л. И.: — Хорошая идея, особенно в трансформирующихся странах. Ведь у нас немало проблем из-за того, что национальное пространство представляет собой причудливое явление.

В. Н.: — Нужно начинать с непосредственной поддержки национальных СМИ. Или хотя бы запустить СNN на украинском языке. Например, турки это сделали еще в 2008—2009 гг. Не нужно что-то навязывать людям — просто открыть мировое информационное пространство. Также нужно набраться смелости и наконец изменить законодательство, чтобы регистрация национальных СМИ происходила в Украине (не на Кипре) с соответствующим налогообложением. Тогда можно говорить о каких-то изменениях качества национального информационного пространства.

«148 ДЕПУТАТОВ В ВОПРОСЕ ВОЛЫНСКОЙ ТРАГЕДИИ ВЫСТУПИЛИ В РОЛИ ПОДТАНЦОВКИ»

 Иванна КОСТЮК, Национальный университет «Острожская академия»:

— Во время вашего руководства в СБУ было возбуждено уголовное дело по факту совершения Геноцида в Украине в 1932—1933 годах. Суд принял решение, что Сталин и другие большевистские лидеры виновны в организации этого преступления по отношению к украинскому народу. Какие мероприятия планирует оппозиция в этом году к 80-й годовщине почтения памяти жертв Голодомора? На ваш взгляд, достаточно ли внимание власти к этому событию?

В. Н.: — Я начал бы с того, что мне никогда не нравилось. Это когда мы в Украине стонем: «Ой, признайте Голодомор геноцидом!». Куда только не ездили. Даже в Египте были. Египтяне говорят: «Голодомор?.. Ну что ж, признаем, если так просите». На должности главы СБУ я решил пойти по другому пути — юридическому. Для того чтобы расследовать это дело, мы воспользовались механизмом международной конвенции ООН о неприменении сроков давности к преступлению геноцида. Доказательной базой служили наши архивы. Именно на них и сослался впоследствии Апелляционный суд Киева, который в январе 2010 года постановил, что в 1932—33 гг. руководство компартии во главе со Сталиным организовало геноцид украинского народа.

Поэтому на сегодняшний день с точки зрения национального и международного законодательства сделано все. А это значит, что политикам уже хватит политизировать эту тему.

Что дальше можно сделать? Расследовать преступление голодомора на территории России. В Украине есть документы. Они касаются Кавказа, Поволжья, где так же компактно проживали украинцы, которые так же были окружены и уничтожены голодом.

Что касается отношения власти и оппозиции. Большинство из нынешних депутатов от Партии регионов родились и выросли в Донецкой области, где в городе Сталино (раньше так назывался Донецк) существовал один из первых концлагерей в СССР. Там погибали их родители. Поэтому сегодня этот вопрос к ним — можно ли отрицать собственную генетическую связь? Правда о голодоморе-геноциде, человеческом отношении, понимании огромной трагедии и совершении преступления — это важно. По моему убеждению, политики должны дать возможность правде существовать и быть услышанной. Заговоры, эксплуатация, фальшь на костях — все это внушает отвращение и недоверие, особенно у молодежи.

И. К.: — Еще одни трагические события — Волынские в 1943 году. Как вы оцениваете обращение «группы 148-ми» к Сейму Польши с просьбой наказать собственное государство за преступление? Какие политические последствия должны быть для подписантов?

В. Н.: — Инициатор этих подписей — известный украинофоб, имеющий соответствующее отношение и к Голодомору. Это, кстати, и человек, который приглашал иностранных историков переписать историю УПА.

Здесь еще большой вопрос — ставили ли подписи те, кто там указан. Ведь в парламенте есть много людей, которые воспринимают Верховную Раду как какое-то трамвайное депо, где собранием можно решать любой вопрос. Захотели — вместо Верховной Рады пошли на Банковую, захотели «распилили» бюджет. Таким образом, нивелируется парламентаризм в принципе.

Для того, чтобы люди больше знали о Волынской трагедии, нужно их информировать. В частности, рассекречивать архивные материалы. В свое время мы это делали. Сегодня нужно продолжить это дело. В Украине так и не появился институт, который бы профинансировал изучение уже открытых документов. До этого времени у нас нет рассекреченных документов из Москвы. Нужно иметь широкую картину — какие были условия на то время, кто провоцировал преступления, какой это носило характер. Нельзя выхватывать отдельные события и обвинять только украинцев. Потому что все это выглядит искусственным и навязанным. А 148 депутатов в этой ситуации выступили в роли подтанцовки, которая призывает к легитимизации обвинения, которое не имеет ничего общего с реальной жизнью людей.

«БУДЕМ И В ДАЛЬНЕЙШЕМ УБЕЖДАТЬ НАШИХ ПАРТНЕРОВ ПО ОППОЗИЦИИ ОТНОСИТЕЛЬНО ЕДИНОГО КАНДИДАТА НА ДОЛЖНОСТЬ ПРЕЗИДЕНТА»

 Ярослав НАЗАР, Львовский национальный университет имени Ивана Франко:

— Вы являетесь противником вступления Украины в Таможенный союз и сторонником евроинтеграции. Но известно, что Европа сейчас переживает определенные кризисы. Как Украине оградить себя от проблем Европы на пути к евроинтеграции?

В. Н.: — Таможенный союз — это наиболее коррумпированный союз за всю историю существования ООН и других международных организаций. Можно открыть оценки самих россиян, их налоговых органов и посмотреть, сколько «вымывается» денег теперь уже из общего бюджета ТС, сколько миллиардов находится в тени. Это огромная коррупционная дыра. Поэтому очевидно, что никакой пользы Таможенный союз Украине не принесет. У нас что, мало своей коррупции?

Вы говорите о проблемах в Евросоюзе. Действительно, там есть проблемы, но они их пытаются решить. Европа — это наш цивилизационный выбор. Нужно двигаться туда, где знают свои проблемы и борются за лучшую жизнь. А когда нас приглашают в полукриминальную компанию, где реформами и близко не пахнет, то вряд ли нашим детям нужно такое будущее. Членство в Европейском Союзе мы рассматриваем как программу кардинальных реформ в Украине.

Мы знаем, что в Вильнюсе должно состояться подписание соглашения о свободной торговле с Евросоюзом. Также должно действовать соглашение о свободной торговле и с Российской Федерацией — без исключений и ограничений. Я считаю, что таким образом мы можем дать шанс нашему северо-восточному соседу на изменения. Изменив себя, мы можем помочь и другим.

Я. Н.: — Успеет ли Верховная Рада осенью принять евроинтеграционные законы? Ваши прогнозы относительно подписания Соглашения об Ассоциации?

В. Н.: — Нужно не прогнозировать, а работать. Мы инициировали внеочередную сессию ради евроинтеграционных законов, но большинство во главе с Партией регионов не захотело работать. Они все уже на морях.

Первое — закон о судоустройстве, второе — избирательный кодекс, третье — реформа Генеральной прокуратуры. Вот три базовых документа, которые сейчас нужно отрабатывать, а не откладывать до сентября.

Подпишем или не подпишем? Все, что зависит от нашей политической силы, мы сделаем. Мы даем законопроекты, мы дадим и голоса. Главное, чтобы власть захотела реальной евроинтеграции. В целом, для нас ноябрь — это этап, а не конец света. Если Соглашение не подпишет Янукович — впоследствии подпишет Кличко.

И. К.: — Насколько реальный, с вашей точки зрения, сценарий выборов 1999 года (Кучма — Симоненко), на президентских гонках в 2015 году (Янукович — Тягнибок)?

В. Н.: — Если кто-то такой сценарий запускает, то играет в очередную мифологию. Мы четко говорим, что в 2015 году это не сработает.

Наша позиция такова. Кто будет иметь больше шансов победить Януковича — того нужно поддержать. С нашей стороны нет никаких амбиций на лишние должности. Давайте объединимся вокруг человека, который может выиграть у Януковича. Пока что нам удалось убедить наших партнеров по оппозиции — поддержать единого кандидата во втором туре. Будем убеждать дальше!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать