Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Зеленский перехватил инициативу: о чем говорить и с кем

Как следует оценивать информационное наступление Кремля и дипломатическую контратаку украинской власти?
08 июля, 18:54
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Анонсированный российским пропагандистом Дмитрием Киселевым телемост под названием «Давай поговорим» между российским государственным телеканалом «Россия 24» и украинским телеканалом с орбиты пророссийского политика Виктора Медведчука NewsOne вызвал шквал критики и бурную реакцию в Украине. Политики, активисты, журналисты справедливо возмутились информационной атакой Кремля, который все активнее пытается подготовить почву для «примирения двух братских народов». В последние месяцы, особенно перед парламентскими выборами, это имеет прямой и неприкрытый характер.

«Мне кажется, что российские танки уже в Киеве, — написал в ФБ общественный деятель Алексей Подольский. — Телевизионные танки, которые будут лупить по нашему мозгу снарядами лжи, враждебной пропаганды и манипуляций. И я даже знаю имя полевого командира, которого Путин давно поставил в Украину главным «смотрящим», — Леонид Данилович Кучма». Напомним, подписант Минских договоренностей опять представляет Украину в Трехсторонней контактной группе. А бывший глава его — Администрации Президента — Виктор Медведчук фактически «не слезает» с экранов четырех телеканалов (112.ua, NewsOne, ZIK, Интер).

Многие призвали государственные органы (СНБО, СБУ, Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания...) отреагировать. Были также призывы разных активистов и представителей политических партий провести пикеты и протесты. Между тем, юристы предлагают решить этот вопрос, опираясь на закон о выборах народных депутатов, который позволяет не допустить трансляцию или остановить лицензию СМИ до окончания избирательного процесса.

Консолидированная реакция украинской общественности стимулировала достаточно быструю реакцию представителей власти.

«Прошу прекратить истерику... Мы как сильная страна должны реагировать уверенно, без лишних эмоций и паники. Потому что именно на это и расчет. Количество таких провокаций будет только увеличиваться. Нам нужно держать голову холодной. Работаем над решениями», — написал в «Фейсбуке» секретарь СНБО Александр Данилюк.

«СБУ направила руководителям медиахолдинга «Новини» (телеканалы «112 Украина», «NewsOne» и «ZIK») сообщения об ответственности за проведение совместных мероприятий с телеканалом «Россия» и другими вещателями государства-агрессора, которые находятся под санкциями СНБОУ», — отметил в.и.о. председателя СБУ Иван Баканов.

Нацсовет по вопросам телевидения и радиовещания предостерег отечественных лицензиатов — и телеканалы, и провайдеров программной услуги — воздержаться от ретрансляции сигнала и передач иностранных вещателей, по отношению к которым на государственном уровне были применены ограничительные санкции, сообщается на сайте регулятора. В связи со сложившейся ситуацией Нацсовет 9 июля проведет внеочередное заседание.

В результате давление сработало— на NewsOne решили сдать назад и отменили телемост с агрессором. Однако сделали это под поводом, который, разумеется, будет использован Москвой для внутренней пропаганды и, не исключительно, в международных учреждениях. «Через прямые угрозы физической расправы в адрес канала, журналистов и их семей NewsOne сообщает об отмене телемарафона «Нужно поговорить», — говорится на сайте NewsOne.

Впрочем, это не значит, что вопрос решен. Почувствовав реакцию в Украине, Кремль отступил — пока, однако, информационные атаки и подкопы вряд ли прекратятся. Украине давно пора сформировать свою стратегию информационной политики. При прошлой власти была только точечная реакция, надеемся, при новой ситуация изменится.

Между тем, отреагировали и в ГПУ. Генпрокурор Юрий Луценко сообщил о вызове на допрос владельца телеканала и подготовке представления об аресте активов телеканала. «Причастные — от владельца канала до ведущего, который обнародовал анонс, — вызваны на допрос. Готовится представление в суд об аресте активов», — написал Луценко.

Но самой главной реакцией стало заявление президента Украины Владимира Зеленского. Причем пока некоторые телеканалы рассказывали, что он опять отмалчивается или затягивает с заявлением, в это время он уже выступал. Основные месседжи:

• Анонсированный телемост — это просто дешевый, но опасный PR-ход перед выборами, цель которого — опять разделить нас;

• Я прошу вас сохранять спокойствие и не поддаваться на провокации;

• Наша реакция будет соответственной — ради сохранения покоя, порядка и информационной безопасности страны;

А еще Зеленский обратился к Владимиру Путину: «Нужно поговорить? Нужно. Обсудим, чей Крым, кого там нет на Донбассе. Компанию для разговора предлагаю такую: я, Вы, президент США Дональд Трамп, премьер Великобритании Тереза Мэй, канцлер ФРГ Ангела Меркель и президент Франции Эммануэль Макрон. Место? Думаю, Александр Григорьевич Лукашенко с удовольствием примет нас с вами в Минске».

Сильный ход — по сути, это формат Будапештского меморандума. В Москве к этому оказались явно не готовы. «Пока я не готов как-то отвечать... Во-первых, нужно понять, есть ли перспективы у такой встречи, во-вторых, нужно понять, что это за новый формат предлагается...» — сказал журналистам пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

Конечно, заявление Зеленского должно подкрепляться последующими результативными действиями. Но сама тактика — игры на опережение — это рецепт успеха. Насколько реален новый формат? Есть ли шансы, в случае встречи, что он может стать результативным?

«ПОКА НЕ БУДУТ ОФИЦИАЛЬНО ОПРЕДЕЛЕНЫ СУБЪЕКТЫ КОНФЛИКТА, НИКАКОГО РЕШЕНИЯ ОН НЕ БУДЕТ ИМЕТЬ»

Григорий ПЕРЕПЕЛИЦА, конфликтолог-международник, доктор политических наук, профессор КНУ:

— Российская агрессия против Украины происходит в форме гибридной войны, одной из составляющих которой является информационная война, которая используется с компонентами «горячей» войны. Эту информационную войну Россия ведет не только против Украины, но и против Запада. Мы должны осознавать, что относительно Украины Россия не прекратит эту войну до полного уничтожения нашей государственности. Для этого ею была избрана достаточно оригинальная информационная стратегия. Россия начала оккупировать украинское информационное пространство через скупку ведущих телеканалов. Мы видим, что в лице Медведчука, который является неприкрытым агентом России, продвигаются интересы агрессора. Таким образом, имея украинскую юрисдикцию, Медведчук открывает шлюзы для российской пропаганды якобы на законных основаниях. Мы видим, что NewsOne, 112-й и ZIK говорят фактически слоганами Путина. Поскольку такое поведение не получило соответствующих и своевременных контрдействий со стороны украинской власти, то российская сторона перешла ко второму этапу, когда уже «Россия 24» путем телемоста о «поговорим» хочет вести трансляцию в мозги наших граждан. И отмена телемоста не означает, что не будет попыток его повторить или найти еще какой-то формат для реализации упомянутых целей.

Второй частью такой оккупационной стратегии является заведение «пятой колонны» в Верховную Раду через конкретные партии. Тогда они смогут на законных основаниях менять законодательство, которое будет направлено на капитуляцию перед агрессором.

Что касается возможности Будапештского формата и привлечения к переговорам США и Великобритании, то это нужно было делать с самого начала в 2014 году. Сейчас можно сказать, что поезд уже ушел. Непонятно, по каким причинам постмайданная власть тогда этого не сделала — то ли из собственного невежества, то ли из интересов, которые связаны с Россией. С нашей стороны не было никакой адекватной реакции на нарушение Россией Будапештского меморандума. Это дало повод конкретным его участникам проигнорировать собственные обязательства. Поэтому сейчас вопрос заключается не в том, можем ли мы вернуться к Будапештскому формату. Вопрос заключается в том, возьмет ли ответственность на себя Россия.

Что касается формата, который предложил Зеленский, то в принципе его шаги логичны. Он поставил перед собой три стратегических задачи как Президент Украины, который отвечает за внешнюю политику и оборону страны. Первое — это интеграция в ЕС и НАТО. Второе — провести перезагрузку отношений со своими соседями. Третье — решить вопрос войны на Донбассе. Согласно социологическим опросам, народ мечтает завершить войну. Но немногие говорят о том, как эту войну завершить и с каким результатом. Ведь завершение войны часто заключается в капитуляции и сдаче национальных интересов. «Зеленский понимает, что у него очень ограниченные возможности для того, чтобы что-либо изменить, если брать на вооружение тезис Порошенко о том, что мы можем разрешить этот конфликт политико-дипломатическим путем.

Таким образом, новый президент отталкивается от того, что уже было наработано. Во-первых, мы имеем Минский формат. Во-вторых, так называемых представителей оккупированных территорий, которые не являются субъектами переговорного процесса. В-третьих, мы имеем Россию как посредника и ОБСЕ. ОБСЕ занимает нейтральную позицию, а Россия избегает любой ответственности, ведь не считает себя воюющей стороной. Проблема в том, что официально и мы не считаем Россию воюющей стороной. Если же мы ее не считаем воюющей стороной, то с кем мы в итоге будем подписывать соглашения по урегулированию конфликта? Ведь для достижения мира нужно какое-то соглашение. Минские соглашения — это не соглашения о мире, процесс, дорожная карта. Поэтому пока не будут официально определены субъекты этого конфликта, никакого решения он не будет иметь.

«День» ПРЕДУПРЕЖДАЛ... ОБ УГРОЗАХ ГИБРИДНОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА

Наталья ИЩЕНКО:

Я хотела бы напомнить, что буквально 2,5 года назад в редакции газеты «День» собрался круглый стол, посвященный информационным угрозам. Участники этого стола инициировали движение, которое имеет неофициальное название «Украинско-журналистская платформа». Было сделано заявление, которое поддержали 123 медийщика. В чем был в действительности смысл этого заявления? Сказать, что Россия активно действует внутри Украины с помощью медиа и украинских журналистов. Тогда как раз набирала обороты программа Национального союза журналистов Украины под названием «Две страны — одна профессия», которая напрямую поддерживалась государственными органами Российской Федерации. То есть это была гибридная агрессия Кремля, замаскированная под журналистские программы сотрудничества. Для всех, кто понимает в гибридных вмешательствах, очевидно, что эта программа не имеет ничего общего ни с журналистской солидарностью, ни вообще с солидарностью или журналистикой.

Это была программа гибридного влияния, целью которой было моральное разоружение украинцев, чтобы они не могли опираться российской агрессии. Чтобы они сложили оружие как в прямом смысле этого слова, так и опосредствовано, чтобы у них пропала вера в свои силы и возможность  того, что Кремлю можно оказывать сопротивление.

Как ни странно, тогда инициатива «Дня» не только не была поддержана даже самыми якобы патриотическими политическими силами или движениями. Она была, как «белая ворона» в общем хоре голосов, которые говорили о том, что необходима дискуссия, диалог. То, что в действительности Кремль занимался подменой настоящей дискуссии и диалога манипулятивными технологиями, — это как будто не замечали по разным причинам. Кто-то действительно не хотел замечать, а кто-то был мотивирован не замечать. Еще тогда было ясно, что Россия имеет влияние на целые ячейки и круги в украинских медиа. Но ни государство, ни профессиональные журналистские союзы не смогли ничего этому противопоставить.

После того, как в Украине сменилась власть, у кремлевских технологов и пророссийских сил внутри нашей страны возникла идея, что раз так называемая партия войны ушла, то к власти пришла так называемая партия мира, которая поддержит контакты с Россией на разных уровнях. Речь не только об общеизвестных переговорах «форматы Минска» или нормандской четверки, но можно в этих условиях запустить гражданские идеологии на уровне медиа при участии общественных активистов или журналистов. Обычно это «пробная пуля», это тестирование — достаточно ли украинцы морально разоружились, осталось ли у них еще желание опираться. Видим, что не все пропало и не произошла еще капитуляция, но мы очень близко подошли  к этой черте. Мы все должны понимать, если Кремль проводит специальные гибридные информационные спецоперации в столице Украины — это свидетельствует о том, что страна является информационно оккупированной. Это то, что мы все недооценивали все 5 лет, а некоторые предпочитают это не замечать. Сейчас власть в очень сложном положении по этому поводу. Так не должно быть, но резкие, непродуманные, не просчитанные заранее шаги ситуацию только ухудшат. Потому что провокация также является инструментом гибридного влияния. Поссорить украинцев между собой, вбросить провокационную идею, чтобы они начали  вести себя агрессивно, чтобы потом транслировать эту картинку нашим западным партнерам. Все это может быть целью. Если Кремль не в состоянии запустить картинку диалога и примирения, он может попытаться запустить картинку агрессивных украинцев, которые выступают за войну, что является, соответственно, полной ложью. Россия имеет мощный пропагандистский аппарат на Западе, и перекручивание ситуации в Украине является одной из основных целей функционирования кремлевских медиа в Европе, например, RT (бывшая Russia Today) и Спутник.

Что делать всем нам в этой ситуации? Журналистам — не забывать, что они являются гражданами Украины и должны выполнять Конституцию Украины. И статьи о государственной измене касаются медийщиков также (всех граждан).

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать