Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Аналогии и уроки

Адмирал Игорь КАБАНЕНКО о первичности политических решений по применению военной силы. С личного опыта участника кризисных событий.
09 мая, 15:53

В эти дни 75 лет назад все шло к завершению Второй мировой войны. Конечно, впереди еще были события в Тихоокеанском театре военных действий и в Маньчжурии, но завершение войны, унесшей десятки миллионов жизней, приближалось.

Сейчас особенно важно напомнить, что накануне нападения гитлеровских войск на СССР в Москве было много разведывательной информации о подготовке агрессии, но Сталин упорно не хотел верить этим данным, ведь был пакт о ненападении, то есть «дружба навеки». Сейчас это ничего не напоминает?

Союзнические отношения между СССР и Германией после подписания пакта Риббентропа-Молотова не поддавались сомнению со стороны Кремля - ​​именно поэтому Гитлеру удалось достичь стратегической внезапности, которая прогрохотала аж до Сталинграда. Политические последствия «дружбы навеки», но уже в украинском-российских отношениях, почти полностью повторились в Украине в феврале 2014 года ...

История убедительно свидетельствует, что войны всегда начинают не военные, а политики - наступательными политическими директивами, или беспомощностью и бездеятельностью при реальной угрозе безопасности государства. Первичность политического решения по применению военной силы является ключевым фактором в понимании природы войны и мира. В этом контексте должны вспомнить ликование премьер-министра Великобритании Невилла Чемберлена, который обратился к британцам со словами «Я привез вам мир!», после подписания Мюнхенского соглашения с Гитлером и Муссолини 30 сентября 1938 года. А уже 3 октября Уинстон Черчилль прозорливо заметил: «Англии был предложен выбор между войной и бесчестием. Она выбрала бесчестие и получит войну» - менее чем через год политика умиротворения агрессора завершилась полным крахом. 1 сентября 1939 года началась Вторая мировая война.

Известно, что история развивается по спирали и майские дни возвращают многих военных профессионалов Украины к периоду развертывания Второй мировой войны, к глубинным причинам военных поражений и неудач тех времен, имея в виду аналогии с российской агрессией против Украины 2014 года. В отличие от общеакадемических лекций об истории войн, события последних десятилетий дают наглядный, конкретный материал для такого профессионального военного анализа, выводов и прогнозов. Именно под этим углом зрения целесообразно посмотреть на уроки цикла кризисов военного характера в украинско-российских отношениях уже во времена независимости, которые, начиная с 1993-1994 годов, повторяются каждые десять лет.

Фото Євген Малолєтка

Окунемся в 1993-1994 годы - времена забытых драматических уроков раздела Черноморского флота бывшего СССР. Один из таких уроков связан с событиями в Одессе в апреле 1994 года. Мне пришлось быть непосредственным участником этих событий. Российскими военнослужащими 318 дивизиона кораблей консервации ЧФ, который находился в Практической гавани Одессы, было демонтировано драгоценное украинское имущество радионавигационной системы, предназначенное для обеспечения навигационной безопасности на море (!), и 8 апреля загружено на гидрографическое судно ЧФ «Челекен». При попытке украинских военных моряков остановить этот дерзкий грабеж, российская сторона применила против них оружие. С этого момента, а также после выхода судна «Челекен» в море, де-факто началось развертывание кризиса военного характера.

Как вспоминал Командующий ВМС Украины, высокопрофессиональный и преданный Украине флотоводец, вице-адмирал Владимир Безкоровайный (1944-2017), 318-ый «дивизион применил оружие и выступил против украинской власти, поэтому его дни были сочтены». Благодаря умелым действиям украинских десантников и военных моряков, утром 10 апреля 1994 года 318-ый дивизион ЧФ прекратил свое существование. Российские военнослужащие были вывезены из части и допрошены украинской военной прокуратурой. В тот же день на месте 318-го дивизиона в Одессе был сформирован Северный морской район - военно-морское оперативно-территориальное объединение ВМС ВС Украины, предназначенное для защиты Украины в северо-западной части Черного моря (в дальнейшем - Северная военно-морская база, которая в 2014-м приняла в свои фонды украинских военных моряков, вышедших из Крыма). Я имел честь исполнять обязанности первого начальника штаба этого объединения и хорошо помню, насколько быстро и опасно развивалась ситуация.

К сожалению, мало кто сегодня вспоминает о событиях апреля 1994 года, их участников, а зря. У них есть много полезного, чему следует поучиться сегодняшнему поколению политиков и военных командиров, - прежде всего, упреждающим действиям в кризисных ситуациях. Верховный Главнокомандующий, министр обороны и военное командование в целом тогда не только своевременно получали оперативную информацию, но главное - на ее базе принимали своевременные скоординированные решения. Это позволило быстрыми, точечными и внезапными тактическими действиями (фактически всего ротой десантников и небольшим количеством военных моряков) достичь стратегического эффекта - на ранней стадии остановить развитие крайне опасного политико-военного кризиса, защитить суверенные права Украины и существенно ослабить влияние РФ на юго-западный регион Украина. Этот урок стоит внимательно изучить, особенно в контексте Крымских событий 2014 года и нового кремлевского проекта «Причерноморье».

Назидательность данного эпизода истории Украины заключается в том, что победоносное кризисное политико-военное управление не обязательно должно основываться на численном преимуществе в военных силах и средствах. К тому времени у Черноморского флота, полностью управляемого из Москвы, было абсолютное преимущество на море перед Военно-Морскими Силами Украины, а военно-морской форпост РФ в Одессе считался незыблемым. Эти события являются свидетельством того, что в кризисных ситуациях мудрая политическая воля руководства государства, умноженная на общую дисциплину и патриотический профессионализм военных, имеет несравненно больший вес.

Показательны в упомянутом десятилетнем цикле были также события вокруг острова Тузла в Керченском проливе в конце 2003 - начале 2004 годов. Как один из участников этих событий, хотел бы напомнить, что время для этой спецоперации против Украины было выбрано руководством РФ достаточно удачно, когда и Президент Украины - Верховный Главнокомандующий Вооруженных Сил Украины, и министр обороны, и министр иностранных дел, и министр юстиции находились за Атлантическим океаном с официальным визитом в далекой Бразилии. Но, в Украине старшим военным начальником остался тогда военный, профессионал с огромным опытом - начальник Генерального штаба - Главнокомандующий Вооруженных Сил Украины генерал-полковник Александр Затынайко, который в критически опасной ситуации принимал незамедлительные военные решения при телефонном согласовании с Верховным Главнокомандующим, и строго придерживаясь положений Законов Украины «Об обороне Украины», «О Вооруженных Силах Украины» и «О государственной границе Украины».

Генштабом были направлены боевые приказы необходимому комплекту войск (сил) на приведение в боевую готовность и немедленное развертывание в районы боевого внедрения, началось целенаправленное движение боевых частей и кораблей. Главнокомандующий Вооруженных Сил Украины с оперативной группой прибыл в Крым. Хорошо помню, когда по его приказу я вошел в контакт с руководством ЧФ РФ, и в штаб ВМС ВС Украины прибыл исполняющий обязанности командующего ЧФ РФ, которого недвусмысленно предупредили: в случае наглого нарушения государственной границы Украины будет применено оружие в соответствии с законодательством нашего государства. Украинские военные использовали тогда ряд действенных, нестандартных опережающих мер. И это помогло потом политическому урегулированию этого кризиса. На завершающем этапе в Крыму состоялась встреча президентов Украины и России, и опасный конфликт, который был очень близок к столкновению украинских и российских военных подразделений, был нейтрализован в октябре 2003 года. Но это отдельная история, заслуживающая очень детального изучения ее уроков. А теперь вспомните события февраля 2014-го года, чтобы почувствовать разницу ...

Наличие четких, исчерпывающих директив политического руководства государства военному командованию именно в начале развития кризиса военного характера является крайне важным ключевым фактором, ведь только высшее политическое руководство государства и никто другой, запускает все необходимые процессы военного реагирования и вводит в действие соответствующие планы по защите государства. Этот урок важно всем понимать также в контексте событий февраля 2014 года.

Следует признать, что в 2003 году военные хорошо сделали свою работу, на основании полученного опыта были внесены необходимые изменения в документы планирования применения войск (сил). Но, к сожалению, политическая составляющая нейтрализации того кризиса, судя по всему включала и подписание с последующей быстрой ратификацией Верховной Радой Украины весной 2004 года договора между Украиной и Российской Федерацией о статусе Азовского моря и Керченского пролива исключительно как внутренних вод двух стран. Это при том, что Украина достаточно долго категорически не соглашалась на признание такого статуса Азовского моря. Последствия такого компромисса Украина «хорошо» испытывает с 2014 года до сих пор.

Поучительными оказались события развертывания кризиса в 2013-2014 годах. Президентом Украины уже третий год был Виктор Янукович, который еще в 2010 году убрал из законодательства Украины евроатлантические стремления нашего государства. В феврале 2013 года, находясь на должности первого заместителя начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Украины, который отвечал за международное военное сотрудничество, я получил указание от министра обороны Павла Лебедева отказаться от участия в двусторонних оборонных консультациях Украина-США. Имея опыт работы в штаб-квартире НАТО в должности Военного представителя Миссии Украины при НАТО, я хорошо понимал, какие серьезные негативные последствия имел бы такой украинский демарш для украинско-американских отношений вообще. Именно поэтому, невероятными усилиями все же удалось провести эти консультации и в значительной степени нейтрализовать негативное развитие событий в отношениях с США. Бесследно для меня это не прошло и сразу после завершения указанных консультаций аппаратом СНБО было начато расследование по якобы превышению мною служебных полномочий. Это для меня был первый предупредительный сигнал.

В это время Россия активизировала разведывательную деятельность в районах базирования Военно-Морских Сил Вооруженных Сил Украины в Крыму для обеспечения постоянного контроля за украинским военным флотом. В июле 2013 года в территориальных водах Украины близ Севастополя нами было выявлено достаточно серьезное российское разведывательное оборудование. Прекращение такой незаконной деятельности другого государства на территории Украины является прямым функционалом Вооруженных Сил. Именно поэтому, по приказу начальника Генерального штаба - Главнокомандующего Вооруженных Сил Украины генерал-полковника Владимира Заманы я прибыл в Крым для координации морской операции по нейтрализации этой деятельности. В результате, за несколько дней нам удалось полностью прекратить эту российскую активность. Но через некоторое время я снова почувствовал на себе недовольство России моими действиями.

Отдельно хочу упомянуть как поучительную историю участие флагмана ВМС ВС Украины - фрегата «Гетман Сагайдачный» в антипиратских морских операциях в Аденском заливе Индийского океана «Океанский щит» (операция НАТО) и «Атланта» (операция ЕС) с 24 сентября 2013 года по 5 марта 2014 года. Это было логическим продолжением участия кораблей ВМС ВС Украины в антитеррористической морской операции НАТО «Активные усилия», к которой мы присоединились во время моей службы в Миссии Украины при НАТО в 2006-2007 годах. Горжусь тем, что был среди инициаторов участия Украины в упомянутых операциях, вел соответствующие переговоры с военным руководством Альянса и участвовал в планировании этих походов.

Следует отметить, что еще в 2009 году, опираясь на положительной опыт участия украинских боевых кораблей в антитеррористической операции НАТО «Активные усилия», мы инициировали перед штаб-квартирой НАТО возможность привлечения Военно-Морских Сил Украины к антипиратской операции НАТО «Океанский щит». В феврале 2010 года Североатлантическим советом, который является высшим политическим органом НАТО, был продлен мандат этой операции и одобрена возможность участия в ней Украины. Стоит вспомнить, что это произошло практически накануне прихода Януковича к власти в Украине.

Безусловно, участие в упомянутых операциях отвечало национальным интересам нашего государства, так как давало возможность совместно с НАТО и ЕС работать по принципу «один - за всех, и все - за одного». То есть, во время действий нашего корабля в Аденском заливе он защищал от сомалийских пиратов гражданские суда всех стран-участников, а когда он не участвовал в операции - корабли Североатлантического Альянса и ЕС осуществляли аналогичные меры по обеспечению безопасности судов с украинскими экипажами. Но, когда осенью 2013 года все было подготовлено и спланировано для похода флагмана украинского флота в Аденский залив, начала вмешиваться «политическая целесообразность» с российским привкусом тогдашних чиновников - выход нашего корабля начали откладывать. Правдами и неправдами корабль все же вышел в море и успешно выполнил все задания в соответствии с достигнутыми ранее договоренностями. Конечно, участие украинского «Гетмана Сагайдачного» в операциях «Океанский щит» и «Аталанта» не понравилось России. Важно отметить, что в период российской оккупации Крыма «Гетман Сагайдачный» завершал участие в операции ЕС «Аталанта» и именно поэтому ему удалось избежать участи всех кораблей ВМС ВС Украины, заблокированных в бухтах силами ЧФ РФ. Фрегат вернулся из Индийского океана в Одессу 5 марта 2014 года, где базируется и сегодня.

Я понимал, что Россия отреагирует каким-то образом на такие мои действия, но не ожидал, что это произойдет так быстро и радикально - в октябре 2013 года тогдашняя Служба Безопасности Украины по сфабрикованным основаниям вдруг лишает меня допуска к государственной тайне, фактически для моей должности это означало увольнение из рядов Вооруженных Сил Украины, которое и произошло в декабре 2013 года. Это было соответствующим показательным предупреждением со стороны России всему военному руководству Украины за несколько недель до начала аннексии Крыма. Как раз дальнейшее развитие событий и подтвердило эти мои предчувствия.

И в этом контексте именно сейчас в эти майские дни актуальным является выяснение всех причин и обстоятельств, почему в 2014 году в критический для национальной безопасности Украины момент политиками ни были запущены механизмы опережающего военного реагирования, как это было сделано в 1994 и 2003 годах? Списывание на безосновательное «у нас не было армии» не выдерживает критики. Как стало потом известно наши военные командиры в Крыму не получили тогда однозначных и исчерпывающих указаний политического руководства государства. И если кто-то думает, что в 1993 или 2003 году военным было легче реагировать на кризисы, чем в 2014-м, то ошибается: просто в то время — это реагирование было своевременным, комплексным и поэтому результативным.

То есть, самый важный, ключевой урок, который следует очень хорошо усвоить украинским топ-политикам состоит в следующем: если политическая власть избегает (откладывает на потом или перекладывает на других) принятие сложных, но жизненно важных для безопасности государства решений и предоставление совершенно конкретных политико-военных указаний и директив сектору безопасности и обороны во время назревания и развертывания кризиса, то за этим обязательно идут потеря драгоценного времени и стратегической инициативы, и потом кровь, боль и слезы ...

Впереди 2023-2024 годы - время покажет, сможет ли украинская политическая власть прервать этот зловещий десятилетний цикл кризисов в украинско-российских отношениях, начатый Россией еще в далеком 1993-м. Сегодня у нас есть все основания прогнозировать вероятность повторения в третий раз со стороны России этого десятилетнего цикла. И не только потому, что 2024 - это год президентских выборов в РФ ... По крайней мере одно в этом контексте является предсказуемым: если политическое руководство Украины проигнорирует вероятность такой десятилетней закономерности в поведении России по отношению к нашему государству - наихудший сценарий для Украины может снова стать реальностью.

Так что нужно действовать. Но действовать на основе детально разработанной стратегии общегосударственного уровня.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать