Корень демократии в активности граждан, а залог - в обеспечении прав человека.
Зиновий Красовский, поэт, писатель, общественный и политический деятель, политзаключенный советских лагерей, член Украинской Хельсинской группы

Город из мечты

О Париже весеннем и аромат кофе
7 апреля, 2017 - 12:15

Атмосфера Парижа требует отказаться от впечатлений туриста. Здесь необходима подготовка. Для меня лично Париж — это, прежде всего, Хемингуэй, который где-то здесь, еще до времен своей популярности, пил кофе и писал рассказы. Кофе — это единственное, что он мог себе тогда позволить. Именно в этот период рождался Хемингуэй, как писатель. В ограничении себя среди прелестей города, который у большинства ассоциируется со сплошным праздником, этот гений оттачивал свою интерпретацию перцепций человеческой судьбы и характеров. Когда смотришь на парижан, то невольно начинаешь в своем воображении рисовать их портреты. Вот турист, а вот дедушка, который очевидно прожил здесь всю жизнь.

Вряд ли, если бы я была там как просто турист, успела бы посетить такое количество культурных и художественных мест. Что стоит увидеть, прочитать об исторических местах Парижа, или пересмотреть фото? Это все только дополнение к невероятной круговерти впечатлений, когда видишь все вживую! Это поток культурной и исторической энергии, который как магнит притягивает миллионы туристов из разных стран мира.

«СВЯЩЕННАЯ РЕКА» И НОЧНОЙ ГОРОД

Наше знакомство со столицей Франции  началось с прогулки на лодке по Сене, которую называют «священной рекой», и открылись  пейзажи Парижа, что дух захватывали — особенно красиво во время заката солнца, когда ночной город словно  подсвечивает свою невероятную архитектуру.

Здесь чувствуешь гармонию города, увлекаешься и влюбляешься в Париж. После экскурсии столько эмоций, что спать совершенно не хочется! Есть желание еще больше узнать и увидеть, понять, в чем же магия этого города...

СТИЛЬ

За четыре дня я увидела только несколько автомобилей красного цвета, а  все другие были сдержанного черного, серого и синего. То же самое можно сказать и об одежде парижан. Здесь господствует утонченная классика французского шарма и  стиля — современного, но все же сдержанного.

Спорт, как стиль жизни! Утром можно увидеть, как немало парижан бегает по улицам, в парках, по дорогам, вдоль Сены.  Возрастные категории очень разные. Самое интересное то, что они не просто беспокоятся о своей фигуре, но о здоровье в первую очередь. Любят горожане также ездить на велосипедах (одеты в деловой костюм).

«В ГОСТИ» К... РОДЕНУ

Наша культурная программа началась с выставки скульптура, который никого не оставит безразличным, так сказать «по следам Микеланджело» —  Гранд Дворец и Огюст Роден. Всю свою жизнь  художник боролся за право жить и творить в своем стиле, разрушая каноны. Его работы завораживают, а каждая линия, мазок скульптур —  это просто чудо. Точность передачи мышц, вызывают ощущение, что в настоящий момент скульптура оживет. Больше всего внимания О.Роден уделял конечностям, которые создавал очень массивными.

В Гранд Дворце такие  шедевры мастера, как «Мыслитель», «Граждане Кале», «Поцелуй», завораживают всех посетителей выставки. Каждая скульптура наполнена внутренней силой и духовным величием. «Мыслитель» — самая известная работа мастера. Здесь, как и во многих  скульптурах Родена, отобразилось его увлечение Данте и «Божественной комедией», а также традициями Микеланджело. За начальным замыслом автора, скульптура называлась «Поэт» и была частью композиции «Ворота ада».

Интересная история создания «Поцелуя». Некоторые искусствоведы считают, что Роден изобразил  в скульптуре себя и свою любимую, хотя исторически было известно, что в этой работе воплощены образы «Божественной комедии» Данте.

Изображение Оноре де Бальзака удивляет и вызывает желание рассматривать, ведь скульптор изобразил писателя без украшения, максимально приближенным до того, каким он был в жизни: в халате, который любил носить дома, создав контрастные черты лица, пытаясь передать творческую силу, а не таким, как привыкло его видеть общество. Интересно, что Огюст Роден долго работал над этим образом, анализируя жизнь литератора, ведь лично никогда не был с ним знаком.

Одна из «изюмин» выставки  — графические картины мастера, которые он создавал перед тем как, создавать скульптуру.

ШЕДЕВРЫ ИМПРЕССИОНИСТОВ И ПОСТИМПРЕССИОНИСТОВ

Следующая наша  остановка — знаменитый  Музей д’Орсе — национальный музей искусств в Париже, который расположен в бывшем здании вокзала на левом берегу Сены. Здесь представлена преимущественно французская живопись, скульптура и прикладное искусство 1848—1914 годов. Основу экспозиции составляют работы импрессионистов и постимпрессионистов. Музей известен в первую очередь шедеврами Моне,  Дега, Ренуара, Ван Гога.

Стены музея окрашены в темные цвета. Как отмечают эксперты, большая ошибка — светлые стены в музеях. Темные стены и специальная подсветка добавляют определенной мистики пейзажам, что выставлены в музее — «Мадлен в лесу любви» Эмиля Бернара, «Звездная ночь над Роной» Винсента ван Гога, «Мечта» Пьера Сесиля Пюви де Шаванна.

СОКРОВИЩА СИНЕМАТЕКИ  И ЦЕНТР ЖОРЖА ПОМПИДУ

А теперь хочу рассказать  о том,  что иногда забывают туристы, но на что стоит  обратить внимание — Французская синематека — самый большой в мире архив фильмов и любых документов, связанных с кинематографом; располагается в парижском районе Берсе. Синематека была основана в 1936 году Жоржем Франжю и Анри Ланглуа как некоммерческая организация для реставрации и сохранения кинолент, а также для  демонстрации картин. В настоящее время в  фондах насчитывается свыше 40 тысяч фильмов, а также много тысяч материалов — это сценарии, эскизы, декорации, костюмы, аппаратура, афиши, фотографии.

Как отметил директор по связям с общественностью Кристоф Михайлов, финансируется структура частично инвесторами, а частично от проданных билетов зрителям.  Спрос и заинтересованность у людей  к кинематике — огромный.

Центр Жоржа Помпиду отличается своим стилем и наполнением (это одно из наиболее посещаемых мест французской столицы и занимает третье место по популярности после Лувра и Эйфелевой башни).

Встречал нашу группу —  представителей СМИ из разных стран мира — президент Центра Ж. Помпиду Серж Лавинь, он  напомнил, в 2017-ом Центр будет отмечать свое сорокалетие, и мероприятия планируют проводить по всей Франции. Программа празднования  включает 50 выставок, 15 шоу, а также концерты и спектакли, которые на протяжении года будут проходить в 40 городах.

Центр Помпиду  включает в себя не только Музей современного искусства и большую библиотеку, но и  концертные и выставочные залы, Институт исследования и координации акустики и музыки. Там можно увидеть выставки современного искусства. Если решите познакомиться с вернисажем, то лучше заказать экскурсовода, потому что работы очень оригинальные и не всегда поймешь суть, но это нужно  хорошо рассматривать... Масштабы Центра насколько большие, что за день все очень тяжело осмотреть.

ДВОРЕЦ ГАРНЬЕ И ВЫСТАВКА ОТ КУТЮР

Официальная презентация культурного сезона-2017 состоялась во Дворце Гарнье (легендарный Оперный театр в Париже) при участии министра культуры Франции Одре Азулайти и министра внутренних дел Франции Маттиас Фекль. Они отметили, что для них очень важным является именно культурное развитие Парижа и Франции, и большая  заинтересованность в том, чтобы как можно больше туристов приезжало в их страну.  В этом направлении  привлекают экспертов для  широкой популяризации культуры Франции в мире, и именно это является одной из важнейших задач.

Украшением вечера была музыкальная программа, в которой представили оперные номера, балет, драматическое выступление (отрывок из Шекспира) и выступление популярной современной группы.

Напомню, здание театра, которое рассчитано на 2200 мест, построено было еще  в 1870-х в эклектическом стиле по проекту французского архитектора Шарля Гарнье. На фасаде надпись Academie Nationale de Musique (Национальная музыкальная академия). Это незабываемое место! Тут ты чувствуешься себя комфортно в вечернем платье и на каблуках. И ты просто не можешь прийти сюда в кроссовках или кедах (что сейчас, кстати, модно и актуально, но точно не здесь).  Модницы мира, вы должны это увидеть — черные платья среди античных скульптур!

Кстати, в рамках Парижской недели моды в Доме-музее Бурделя проходит выставка Balenciaga. Это модели исключительно из черных платьев и других предметов одежды из архивных коллекций Balenciaga. Нежные и роскошные, сдержанные и торжественные, все они только черного цвета — и каждую из них хочется. Нужно отметить, что кураторы удачно выбрали площадку для проведения выставки, разместив вещи от кутюр среди произведений античного и древнего искусства, которое еще больше подчеркивает мастерство модельера и его виденье моды. То, что актуально даже сегодня, а создавалось в 1960-х. Кроме платьев, посетители выставки могут увидеть также эскизы, которые рисовал кутюрье.

ПУСТЬ ЗВУЧИТ МУЗЫКА!

Парижская филармония — замечательный концертный зал, который  был открыт в 2015 году. Дизайном и акустикой занималась нидерландская фирма. Особенностью является то, что здесь не только проходят концерты, но и есть возможности для обучения музыкантов. Для этого приспособлены специальные залы — студии, вмещающие большое количество разнообразных музыкальных инструментов, на которых все желающие могут попробовать свои силы и навыки и усовершенствовать их. Занятия здесь проходят как в группах, так и индивидуально.

МАГИЯ ЛУВРА

Приехав в Париж, вы обязательно посещаете Лувр — один из наибольших музеев мира. Здесь можно ходить неделю, и все не успеешь разглядеть, а потому нужно выбрать что-то из программ, которые предлагает музей, что самое интересное с вашей точки зрения. Нам повезло увидеть выставку «Вермеер и мастера жанровой живописи», которая стала наибольшей ретроспективой нидерландского живописца во Франции.

Большое внимание уделено деталям, изображенным на картинах, за счет этого они как будто живые. Особенностью картин является их сюжет и скрытые смыслы, которые можно понять, только хорошо зная традиции, обычаи и предубеждения того времени.

На выставке можно увидеть много параллелей Вермеера и других живописцев того времени. Все они изображали похожие сюжеты, но в своем стиле. Например, Ян Вермеер «Женщина, которая держит весы» (1664 г.) и  Питер де Хох «Женщина, которая держит весы» (1664 г.)

РЕЗИДЕНЦИИ КОРОЛЕЙ

Дворец Фонтенбло — резиденция королей Франции. В детстве  я мечтала жить во времена королей,  бальных платьев и дворцов. Словно попадаешь в сказку. Для меня здесь подтвердились и открылись еще больше мои представления. Напомню, Наполеон Бонапарт был последним императором, который использовал дворец, как резиденцию, следовательно, основная масса вещей, архитектурное оформление и другое осталось именно таким, как во времена его правления. Здесь сохранена выставка портретов самого Наполеона и членов его семьи. Нельзя не обратить внимания на наряд того времени, где подчеркнуто желание императора выглядеть как правитель.  Оформление коридоров, гардеробных, спален — все показывает помпезность и стремление к величию.

А еще одна «изюмина» — выставка детских игрушек, где можно увидеть маленькие пушки, пистоли и все то, что нужно было знать будущим правителям и то, чему их обучали еще с детства.

Версаль описать словами очень трудно! Но атмосферу времен французских королей, гармонию архитектурных форм того времени, невероятный ландшафт, историческое значение сохранено на все 100! Невероятно мощная атмосфера исторической ценности, потрясающая архитектура —  и все это не может не поражать. А фраза «Париж — увидеть и влюбиться» — очень  меткая.

«День» благодарит за приглашение.

Путешествие состоялось при содействии Национального агентства развития туризма во Франции «Ату Франц», при участии и поддержке мэрии Парижа и Министерства культуры Франции.

Ярослава ЯТЧЕНКО, «День», фото автора
Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments