Иногда кажется, что история ничему не учит. Но это не так. Она же учит - если у этой учительницы жизни УЧАТСЯ
Владимир Панченко, украинский литературный критик, литературовед, писатель

Болотная империя

В Украине проходит выставка современного белорусского искусства
26 января, 2005 - 19:52
БЕЛОРУССКИЙ ХУДОЖНИК АРТУР КЛИНОВ И ЕГО РАБОТА «СЛАДКАЯ СОЛОМЕННАЯ ЖИЗНЬ» / ВЛАДИМИР ЦЕСЛЕР, СЕРГЕЙ ВОЙЧЕНКО. ИЗ СЕРИИ «СОКРОВИЩЕ»

Автомобильный концерн АТЛАНТ-М затеял очередной художественный проект. Если в ноябре это был детский джазовый фестиваль, то нынче — выставка в Центре современного искусства, что в Киево-Могилянской академии на ул. Сковороды, 2. Открыть что- то особо свежее, удивить зрителей постмодерном в начале ХХI века сложно. И тем не менее, белорусам это удалось сполна. Арт-проект называется «БАЛОТА EMPIRE» — «Болотная Империя» и является едва ли не первой в Украине выставкой современного белорусского искусства. Экспозиция представляет работы четырех художников, из которых приехали на открытие трое: Артур Клинов, Руслан Вашкевич и Владимир Цеслер. Четвертый, Сергей Войченко, к сожалению, совсем недавно умер, не дожив до 50 лет. Его памяти товарищи посвятили свое детище. Белорусские художники более известны в Западной Европе, США и России, чем в своей стране. Название проекта объяснила в ходе пресс-конференции его куратор, белорусский искусствовед Ольга Коваленко: «Наши прекрасные полесские болота и леса — это среда, сформировавшая национальный характер, ментальность белорусского народа». Выставка абсолютно лишена признаков либо оттенков политики и пронизана добродушием, улыбкой, мягким сердечным юмором. В полных многозначными и глубокими аллюзиями работах талантливых мастеров присутствует стремление приблизиться к зрителю, поделиться с ним жизненным опытом, внутренним светом, самоиронией и красотой мировосприятия. Артур Клинов представляет две инсталляции. Первая — «Сладкая соломенная жизнь» — эффектная, несколько ядовитая метафора умиротворенности, мещанства. Мы видим выполненную из соломы традиционную среднестатистическую «обстановку» жилища и его лежащих на кровати обитателей. Так художник исследует иллюзии, предпочтения, страхи, сопровождающие нашу жизнь. Вторая — «Передвижной партизанский бутик» — утверждение архетипа Партизана, этакого alter ego каждого белоруса. Здесь все желающие могут включиться в предложенную игру: в бутике «продаются» мыло, спички, хлеб, настенные коврики с лебедями, бюсты вождей, копилки, старые очки, посуда, пластинки, самогонный аппарат, продукцию которого можно тут же откушать, закусив хлебом-салом и соленым огурцом с медом. Масса всяческого хлама организована в метафорический круговорот мира, а пространство бутика побуждает восприятие посетителей к индивидуальной интерпретации. «Межвидовый акционизм» Руслана Вашкевича сочетает арт-объект, инсталляцию, перформанс, вербальные тексты. Но главным форматом его деятельности все же остается выполненная традиционными средствами живописная картина, дающая простор для поиска. Нарочито рукотворные, противоречащие современному техницизму high tech работы отражают раритетный опыт подверженного современным стрессам человека. Художник порой ассоциирует себя со своими болотными героями, стремится нарушить рутину, вырваться из плена инерции (как в картине «План побега», 2003 год). В длинном ироничном ряду возникают образы болотных любовных мечтателей («Все мы жаждем любви», 2004 год), прелестной испражняющейся Курочки-Рябы, дымящей папироской Партизанской Мадонны, писающих мальчиков... Дуэт Сергея Войченко и Владимира Цеслера очень гармоничен. Их работа «12 из ХХ» — проект века «в форме яйца». Художники выбрали 12 личностей искусства ХХ века и в виде металлического, стеклянного, деревянного, каменного и т. д. яйца передали свое представление о 12 современниках: Иосифе Бродском, Амадео Модильяни, Казимире Малевиче, Владимире Маяковском, Пабло Пикассо, Сальвадоре Дали... Как выразителен играющий на аккордеоне с компьютерной клавиатурой моряк! А выползающий из партизанской засады квартет, вооруженный музыкальными инструментами «наперевес». Или выполненные в технике компьютерной графики «Николки-паровозы» — наивысшие достижения науки, техники и искусства болотного мира. Серия плакатов «Тутэйшыя деликатесы» балует гурманов букетом роз-пельменей, скрипичным футляром, начиненным сочной бараньей ногой, застегнутым на замки хотдогом. А что за прелесть серия футболок-афоризмов и антиголливудских ковриков-лубков!

Свободу нельзя декларировать. Ее можно ощущать, воплощать и передавать зрителям. Слышали бы вы веселое прысканье, повизгивание и похохатывание удовлетворенных посетителей. И это несмотря на то, что до недавнего времени министерству культуры Белоруссии было неизвестно об этих замечательных, живущих на вверенной его заботам территории художниках. Что ж, ступайте и посмотрите, и вы будете радостно удивлены контактом с современным белорусским изобразительным искусством: здравомыслящим, оптимистичным и притягательным. Выставка работает до 20 февраля, ежедневно, кроме понедельника, с 13 до 18 часов.

Ольга КИЗЛОВА, фото Михаила МАРКИВА, «День»
Газета: 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ