Кто не бережет честь своего родного языка, то подкапывает основы своей нации.
Иван Огиенко, украинский ученый, епископ, митрополит УАПЦ, предстоятель УГПЦК, политический, общественный и церковный деятель, языковед, лексикограф, историк церкви, педагог

Царство света в PinchukArtCentre

23 мая, 2011 - 20:51
НЕКОТОРЫЕ РАБОТЫ ЭЛИАССОНА, ТАКЖЕ ПОСТРОЕННЫЕ НА ИГРЕ СВЕТА И ТЕНИ, ИМЕЮТ ИНТЕРАКТИВНЫЙ ХАРАКТЕР / «КОЛЛЕКЦИОННАЯ ПЛАТФОРМА: ЦИРКУЛЯЦИЯ 2» АРСЕНА САВАДОВА ВКЛЮЧАЕТ ИЗБРАННЫЕ РАБОТЫ ИЗ ЕГО ПРЕДЫДУЩИХ ВЫСТАВОК В ЦЕНТРЕ

На прошлой неделе в киевском PinchukArtCentre открылись три параллельные экспозиции: «Твое эмоциональное будущее» — первая персональная выставка датско-исландского художника Олафура Элиассона в Восточной Европе; «Blow-Up» — персональный проект украинца Арсена Савадова в рамках художественного пространства РАС-ua 2 и «Коллекционная платформа: Циркуляция 2», включающая избранные работы с предыдущих выставок в центре.

Безусловно, именно выставка Элиассона, одного из ведущих мировых художников, стала центральным событием нового сезона. На трех этажах арт-центра представлено 16 работ. За исключением единиц, таких как «Красота» (Beauty, 1993) и «Комната для одного цвета» (The Room for one colour, 1997), большинство композиций датированы 2010—2011 годом, включая созданные специально для PinchukArtCentre.

Элиассон придает своим работам особую эфемерность. Они часто существуют только здесь и сейчас, как, например, «Комната для одного цвета», залитая однообразным светом галогенных ламп, через которые все зрители кажутся словно погруженными в черно-белый фильм: поворот выключателя — и картина просто исчезнет; или «Счастье» — узкая синяя полоса в наглухо темном помещении: через эту щель можно наблюдать за жизнью колонии ультрафиолетовых мыльных пузырей — действительно счастливое небытие образа, который не имеет постоянной формы и в то же время абсолютно ограничен ею.

Ощущение химеричности присуще и более материальным инсталляциям. Так, «Твой исчезающий сад» — полностью белая большая комната, выложенная блестяще-черными, острыми, как бритва, обломками обсидиана, кажется объемным слепком опасного сновидения. «Твое ощутимое будущее» — другое пустое пространство с металлическим потолком, похожим на гигантское кривое зеркало, вызывает в памяти психоделический образ «жидкого неба». Поглощает зрителя анфилада комнат, окутанная легким туманом, из-за разноцветной подсветки приобретающим качество особой плотной субстанции («Твое слепое движение»). Завораживает «Водяной маятник» — шланг, который танцует, разбрызгивая воду, подвешенный к потолку, во вспышках дискотечного стробоскопа.

Вообще, «Твое эмоциональное будущее» — эталонный образец оп-арта — оптического искусства, которое в свою основу кладет работу с электрическим освещением и трансформациями пространства, возникающими благодаря игре этого света и тени.

Говоря о своей выставке, Олафур Элиассон заметил: «Когда я работаю над такими проектами, как этот, я тщательно обдумываю то, как посетители будут ходить по галерее, как впечатление от одной работы повлияет на эмоции, вызванные следующей. Здание имеет свой особый язык — когда-то это был отель и этим объясняется его приятный «домашний» масштаб. Я пытался выстроить диалог с этим особым, по-домашнему уютным ощущением, фокусируясь на том, насколько посетители смогут увидеть свои собственные переживания в контексте выставки. Речь идет об оценке сути пережитого нами опыта... Эта выставка забирает вас в путешествие, почти как на прогулку по саду, в микрокосмос. Она предлагает разнообразные пространственные идеи, но в итоге, словно прочитанная раздел за разделом книга, получается один полноценный рассказ — рассказ об окружающей среде и о наших откровенных взаимоотношениях с ней».

Комментируя название экспозиции, художник подчеркивает, что «недостаточно полагаться на системы, догмы, манифесты и политические идеологии как средства сосуществования в этом мире. В будущем мы также должны полагаться и на другие вещи — сочувствие, чувственность, сопереживание и фундаментальные идеи взаимодействия людей».

Развернутое интервью с Олафуром Элиассоном читайте в ближайших номерах «Дня».

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, фото Николая ТИМЧЕНКО, «День»
Газета: 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ