Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Мельпомена в гуцульском киптаре

Коломыйский академический украинский драматический театр им. И.Озаркевича отметил юбилей
15 января, 00:00
«ВИЙ» — ПРИТЧА О ЗЕМНОМ ЖИЗНЕННОМ ПУТИ ЧЕЛОВЕКА / ФОТО ИЗ АРХИВА КОЛОМЫЙСКОГО ТЕАТРА

К своему160-летию коллектив провел гастроли по городам Украины, получил статус академического, а также выступил на Эдинбургском международном фестивале «Фриндж», показав спектакль «Гуцульский рік». Юбилейные торжества завершились масштабной творческой акцией — I Всеукраинским театральным фестивалем сценических первопрочтений «Коломийські представлення».

На фестивале продемонстрировали свое искусство: Ивано-Франковский муздрамтеатр им. И.Франко, Львовский областной муздрамтеатр им. Ю.Дрогобыча, Муниципальный театр «Киев», Тернопольский украинский драмтеатр им.Т.Шевченко, Национальный университет театра, кино и телевидения им. И.Карпенко-Карого. Спорным остался только вопрос определения термина «сценическое первопрочтение» (считать ли таковой пьесу, впервые адаптированную для сцены или же впервые поставленную в данном театре)? Жюри возглавлял член-корреспондент Академии искусств Украины Ростислав Коломиец.

Фестивальная программа была разнообразной. Так, «Солодка Даруся» — созданная по роману Марии Матиос Ивано-Франковским театром им.И.Франко (инсценизация и режиссура Ростислава Держипольского, песенная режиссура Натальи Половинки) рассказала о событиях происходивших на Буковине и Галичине в 30— 80 годы ХХ века. Судьба маленькой Даруси, ставшей невольной виновницей краха своей семьи проецируется театром на судьбы поколений, и переживших эти события, и смотрящих на них из сегодняшнего времени.

Киевский драматург Татьяна Иващенко в пьесе «Таїна буття» подала личность Ивана Франко в непривычном ракурсе. Не «вічним революціонером» и пламенным «каменярем», а мятущимся, страдающим мужчиной, способным печально произнести: «Чому являєшся мені у сні?...». В дуэтном спектакле «Таїна буття» Дрогобычского Театра им. Ю.Дрогобича (режиссер — Александр Король) представлен семейный диалог великого писателя и его жены Ольги Хоружинской, но в заземленном диапазоне — общении просто мужчины и женщины. Алла Шкондина-Хоружинская тонко ведет женскую партию. И перед зрителем возникает психологический поединок, обида нелюбимой жены, постепенное перерождение из друга-мужа во врага. Стена непонимания не позволила Хоружинской дотянуться до гения Франко, а Иван Яковлевич не смог впустить в свою душу ни жену, ни других женщин, которых любил...

Семейные отношения выясняют и в комедии «Квартет для двоих» Анатолия Крыма Тернопольского театра им. Т.Шевченко (режиссер Вячеслав Жила), но уже в ином временном поле и на других условиях. Хоть страсти здесь тоже бушуют, но в стиле телепрограммы «Кривое зеркало». Поэтому и не переживает серьезно зритель, наблюдая, как рушится семья Елены и Евгения, решившего в шестьдесят лет старую жену поменять на молоденькую. Получилась незамысловатая комедия положений, где все просто и прозрачно.

Жанр спектакля «Тарас Бульба» Муниципального театра «Киев» драматург Неда Неждана определила как мюзикл о любви, вычленив из трагической гоголевской истории любовную линию Андрея и польской панночки. Многонаселенное действо «Тараса Бульбы» создает масштаб противостояния народов, борьбу и войну. Музыка Ивана Небесного, насыщенная яркими эмоциями, задает напряженный ритм, энергетику непримиримости и страсти. Сценограф, он же и режиссер Валерий Неведров, использующий видеоизображение, помогает публике ощутить ширь украинских степей. А контрастом прекрасному являются деяния людей, неудержимых в стремлении доказать огнем и мечом собственную правду...

Молодой режиссер, студент университета им. И.Карпенко-Карого Василий Друк по-новому прочитал малоизвестную пьесу украинского классика Степана Васильченко «Куди вітер віє». А Гран-при «Коломийських представлень» получили хозяева фестиваля за спектакль «Вий» по Гоголю (инсценизация и режиссура Сергея Павлюка). Диплом «За мужскую роль» достался исполнителю роли Хомы Юрию Полеку. Ключ к новому прочтению этой известной повести Гоголя задается сценографией Сергея Рыдванецкого. Сцена представляет собой помост из перекрещенных досок, по которому герои ходят с опаской, а вся нечисть то «проваливается» под землю, то вдруг «возникает» в пространстве между досками. Многомерность пространства сцены дает интересные и неожиданные возможности для актеров. Павлюк поставил «Вия» как притчу о земном жизненном пути человека. Когда молодой студент Хома отправляется в дорогу, на вакации, проваливаясь и спотыкаясь по доскам, то он движется словно по трясине своих желаний, соблазнов, жизненных предначертаний. Круг, очерченный Хомой вокруг себя в надежде защититься от чертей и вурдалаков, воспринимается как присутствие той духовности, которую может дать молитва и моральная чистота. «Вий» богат образными метафорами. Над неожиданными ассоциациями можно размышлять, и разгадывать их как некий кроссворд...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать