Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Не зникніть, вибалки і виярки...»

Балочная сеть Днепропетровщины насчитывает несколько тысяч живописных экомест
20 сентября, 11:48

Мой хороший товарищ, днепропетровский поэт Александр Завгородний как-то после совместного путешествия по шиповниковым дебрям над Днепром одарил стихотворением, строка из которого и стала заглавием к нижеизложенному.

Выдержав многолетний поединок (в котором нет победителей) с Человеком, Степь отступила. Последними форпостами степной природы остались балки. В этих живых «морщинах» земли, как в своеобразных музеях под открытым небом, сохранились и служат наглядным свидетельством первозданной природы края участки разнотравных ковыльных степей, кустарников, лугов, буерачных лесов. Здесь же можно найти обнажения горных пород. Дмитрий Яворницкий в «Icтopiї запорізьких козаків» писал: «Характерным явлением запорожских степей являются так называемые балки... — более или менее глубокие долины с пологими берегами, покрытыми травой, иногда лесом, которые служат природными желобами для стока воды с открытых степных мест в реки, озера, лиманы, прогнои, ерики; на языке геологов балками называют мертвые, недействующие, покрытые лесной или травянистой растительностью овраги. В истории балки имели определенное значение как пункты постепенной колонизации большой, дикой и пустынной степной равнины. В балках или около них основывали сначала бурдюги, потом зимовники и, наконец, села семейных и несемейных запорожцев. В целом балок в степях запорожских казаков было действительно бессчетное количество, словно звезд в безграничном пространстве небес».

Сохранность степной природы в балках, как в последних пристанищах, способствовала их включению в экологическую сеть, главной задачей которой является прекращение дальнейшей фрагментации, изоляции и деградации природных экосистем, популяций и ландшафтов. Одной из составляющих Панъевропейской экосистемы является Буджакско-Старобельский широтный экокоридор, который должен протянуться от Молдовы в Россию через степную Украину и обеспечить возобновление и сохранение непрерывности природного растительного покрова.

Только на Днепропетровщине балочная сеть насчитывает несколько тысяч балок. Особенно развита и разветвлена она в долинах степных рек — Омельника, Самоткани, Ингульца, Саксагани, Базавлука. Чаще всего названия балок связаны с именами людей, которые жили и хозяйничали когда-то на их склонах: Билоусова, Самсонова, Волощукова, Козырева, Радченко; с природными особенностями, в частности формой рельефа: Крутенькая, Чобит, Макитра; наличием соответствующей растительности: Берестовая, Осиковатая, Барвинковая, Бузиноватая; другими чертами или присущими функциями: Каменистая, Солоноватая, Могильная, Криничуватая и тому подобное. За каждым из названий — интересные легенды, сказания, мифы, которые рождаются и умирают иногда на протяжении жизни одного поколения людей.

Название балки Кобыльной, что под Кривым Рогом, в бассейне Ингульца, возникло во времена казачества. Постоянные набеги татар не давали покоя нашему народу, ордынцы уводили не только пленников, но и скот. Некоторые кони и коровы убегали, находили дорогу к родным подворьям, другие дичали и оставались жить в степи. Увидев людей, животные прятались в пещеры с потайным входом. В одном из табунов вожаком была старая опытная кобылица. Потому балку назвали Кобыльной. А еще рассказывают, что именно в ней в последний раз видели табун диких коней-тарпанов. Природное и историко-культурное наследие края органично сочетаются в этой балке: в ней обнаружены поверхностные и подземные карстовые проявления, сохранилась характерная степная растительность, выявлены поселения времен поздней бронзы и черняховской культуры. А рядом — руины церкви Рождества Пресвятой Богородицы, четыре казацких кладбища, где насчитывается больше сотни каменных надгробных крестов XVIII — XIX веков.

Балкой Федана владел раскулаченный и высланный в 1929 году в Вологду (там он и умер) Николай Федан. А было у «богача» 13 своих детей и четверо — у жены от первого брака. В памяти старожилов запечатлелся такой случай: пахал Федан землю, запрягши корову. Рогатая «лошадь» не всегда слушалась его, и он, разъяренный, оторвал ей хвост.

Балка Доценкова, что у истоков Мокрой Суры, была частью угодий мелкого землевладельца Герасима Доценко, который и сам работал, как вол, и другим спуска не давал. Фамилия другого помещика — Лобинского — закрепилась в названии целого ряда буерачных лесов, что зелеными пятнами покрывают склоны долины у реки, даруя пристанище редким растениям и обитателям воздушных пространств: хищным птицам — ястребам, канюкам, коршунам.

Балка Стукунова, раскинувшаяся в бассейне Саксагани, имеет такое название, потому что в ней местная власть во времена военного коммунизма задерживала (ловила на горячем) женщин, которые пытались вынести на базар что-то из вещей, чтобы прокормить семью.

По-своему уникальна балка Сажавка, которая протянулась к берегам Днепра за южной окраиной Днепропетровска. Здесь найдена стоянка первобытного человека мустьерской культуры палеолита. Одновременно это эталонный стратотипный разрез четвертичного периода, на материалах исследований которого разработаны теоретические основы палеопедологии (науки о древних почвах). Рядом — село Старые Кодаки с руинами крепости XVIII века, казацким кладбищем. А вместе это настоящий узел каркаса природно-исторического наследия Украины.

Все балки в наше время имеют общие экологические проблемы, о которых с искренней озабоченностью и душевной болью рассказал краевед (я называю его балковедом) из Верхнеднепровского района Владимир Колесник: «Ситуация с балками очень серьезная. Идет приватизация, и под этой маркой совершается беззаконие. Вспахивают балки и по дну, и по склонам, хоть сотни гектаров земли, которые раньше обрабатывались, истощают заросли амброзии и других карантинных сорняков. Также стало нормой выжигать склоны балок, причем зачастую в то время, когда распускаются первоцветы. А деревья и кусты с обгоревшими стволами, как правило, вскоре погибают. Это все ради того, чтобы лучше росла трава и чтобы было легче ее косить. Корова — превыше всего! Согласен, этому животному давно нужно поставить памятник: во все тяжелые времена, как и сегодня, крестьяне выживали благодаря корове. Конечно, людям нужно сено, угодья под выпас, но нужен и уголок, где можно увидеть жалкие остатки когда-то бескрайних степей, услышать соловья, перепелку, дергача, вдохнуть ароматы степного разнотравья, отдохнуть от повседневных забот. Нужно здесь найти какой-то компромисс».

Компромисс видится в предоставлении ценнейшим в экологическом плане балкам соответствующего юридического статуса — заказников, памятников природы, региональных ландшафтных парков. Последняя категория — самая прогрессивная, потому что предусматривает создание самостоятельного природоохранного учреждения со штатом специалистов разного профиля и финансированием из местных бюджетов. Такие парки, как правило, — многофункциональны, и на их территории проводится работа различных направлений, в том числе, что немаловажно, экопросветительская и воспитательная.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать