Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Небесные фрагменты

Как художник Сергей Звягинцев делает зрителя участником процесса творения
16 января, 10:20

Инсталляция из кусков темно-серой черепицы с вкраплениями белых ракушек напоминает ночное небо. Главный автор этого объекта — время. Можно представить, как черепица на какой-то крыше годами лежала под небом, приобретая всхожесть с ним, обрастая мхом, меняясь в цвете. Художник Сергей ЗВЯГИНЦЕВ создал из этой черепицы инсталляцию, минимально вмешиваясь в фактуру объектов: несколько прикасаний кистью, геометрическое расположение фрагментов.

«Эта черепица когда-то накрывала пристройку к сарайчику. А когда-то, до этого, служила крышей дома у железнодорожного пути. И все это меня зацепило, — описывает историю инсталляции Звягинцев. — Люди жили в этом доме, рождались, умирали, любили, ссорились, мирились. Крыша над их головами была неизменной, пока сменяли друг друга день и ночь, дождь и солнце, годы. Я пытался сделать так, чтобы материал здесь говорил сам за себя и чтобы мое касание было незаметным».

Попытка создать пространство для размышлений зрителя, где минимально ощутимо присутствие автора, — так очерчивается цель проекта Сергея Звягинцева «Фрагмент», который можно увидеть в киевской галерее ART 14.

Экспозиция состоит из трех разных по характеру серий: «Фрагмент» — живопись, «Черепица» — инсталляция, «Скрытое» — графика. Вместе они образуют то же медитативное пространство для думания.

«ПОСТОЯННЫЙ РАЗГОВОР НА ПОЛОТНЕ»

Для Сергея Звягинцева это первый проект после долгой паузы. Основательница галереи ART 14 Екатерина БОРИСЕНКО рассказывает, что одну из работ серии «Фрагмент» художник впервые представил еще на защите дипломных работ в Украинской академии искусств в 1993 году.

«Тогда в академии защищаться нефигуративным «дипломом» было нонсенс, — продолжает Екатерина Борисенко. — Ты должен был показать, чему научился, как умеешь рисовать, условно, человека с руками, ногами, головой. Но Сергей прошел все это раньше и всегда был настолько честен в творчестве, что не мог заставить себя делать такое, ему это было неинтересно. Он сказал, что вообще пойдет в академотпуск, если не сможет защищаться с такой работой, но мудрые учителя поддержали его, и все вышло. Думаю, это была одна из первых нефигуративных дипломных работ».

Но это было только начало работы над полотном. «Сергей еще долгие годы писал эту работу, она изменилась, хотя сначала была очень нежной, — говорит Екатерина. — Это постоянный разговор на полотне. Сергей ищет неповторимый, сложный цвет — и мы видим такое вплавление цвета в цвет, каждый человек может находить здесь свои ассоциации, образы. Для меня в живописи важно не «что», а как», и это сложная прекрасная поверхность, которую создал человек. А «Черепица» — поверхность, которую создало время. Иногда это будто соревнование, кто лучше. И, бывает, время делает с поверхностью и цветом такое, что художнику очень сложно с ним соревноваться».

Сам Сергей Звягинцев, рассказывая о «Фрагменте», вспоминает в авторском тексте: «Одним из потрясений детства было повторяющееся видение, в котором я чувствовал себя крохотной пылинкой возле бесконечно огромной формы, которая пугала и в то же время притягивала, а через мгновение я сам становился этой бесконечностью, увеличиваясь до необъемных размеров». Для художника «Фрагмент» является попыткой «передать состояние песчинки рядом с огромным и песчинки как части огромного». Здесь снова приходит в голову образ звездного неба — и то, какой пылинкой чувствует себя человек, созерцая его.

ЖИЗНЬ, КАК ИСПИСАННЫЙ БЛОКНОТ

Третий элемент выставки — «Скрытое». Художник исследует, где находится переходная точка между открытым и скрытым, показывает наглядно «открытость скрытого». Это состояние Звягинцев описывает, также возвращаясь к детским воспоминаниям: двухэтажный дом напротив, где жило несколько семей, занавески на окнах, которые казались дверями, в которые можно войти и увидеть жизнь людей, ощущение, что ты знаешь — там, за занавесками, уютно.

«Сергей рисует красивую линейную графику и скрывает ее, создает тайну, — добавляет Екатерина Борисенко. — Одна из работ этой серии похожа на плотно спрессованные листы. Автор сравнивает это с нашей жизнью: много событий, эмоций, мыслей, и все это сжимается, образовывая такие наслоения».

Искусствовед и художник Глеб ВЫШЕСЛАВСКИЙ говорит, что удивлен материалами, из которых сделано большинство композиций на выставке. «В них есть беспокойство — не живопись и не реди-мейд — переходное состояние, которое заставляет проснуться и, чтобы понять увиденное, включить знания, ощущения, интуицию», — рассуждает Вышеславский. Включить ощущения — чтобы, как того хочет автор, «стать участником процесса творения», найти на полотне свой сюжет.

В нагромождении новостей и активностей важное прячется. Попытаться найти его и осмыслить можно на выставке «Фрагмент», которая проходит в галерее ART 14 до 27 января.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать