Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Неоконченная пьеса...

Три недели коллектив Национального академического театра русской драмы им. Леси Украинки лихорадит
06 апреля, 20:20
А МЫ ЕЩЕ СПОЕМ! 26 МАРТА В РУССКОЙ ДРАМЕ ПРОШЕЛ ТЕАТРАЛЬНЫЙ КАПУСТНИК («ДЕНЬ» ОБ ЭТОМ РАССКАЗЫВАЛ»), В КОТОРОМ ОБЫГРЫВАЛАСЬ ТЕМА «ТИТАНИКА». ТА СЦЕНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ЗАКОНЧИЛАСЬ ХОРОШО. ИСТОРИЯ, КОТОРАЯ ПРОИСХОДИТ С ТЕАТРОМ В ЖИЗНИ, ПОКА — С ОТКРЫТЫМ ФИНАЛОМ... НА ФОТО — ВИКТОР САРАЙКИЙ (КАПИТАН «ТИТАНИКА») / ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО

Слухи, что не все благополучно в одном из прославленных театров нашей страны множатся и обрастают самыми невероятными подробностями. Что же, собственно, происходит? Почему, впервые почти за 80-летнюю историю театра, его хозяйственную деятельность проверяет Генпрокуратура Украины? С какой целью Министерство культуры и искусств собирается провести реорганизацию театральной структуры? Почему часть труппы — за нововведения, а большинство утверждает, что подобные новшества приведут к краху творческого коллектива и видит политический подтекст в этих действиях? Каждый пытается высказывать свою точку зрения, раздавая интервью, печатая открытые письма. И никто не желает слышать оппонентов. Кто прав в этой ситуации? Кто виноват? Что делать? Вот три главных вопроса, на которые каждая из сторон пытается найти ответ.

***

Труппа. Во вторник коллектив Театра им. Леси Украинки пригласил на свое общее собрание представителей СМИ. Председатель профкома коллектива, ведущая актриса Ирина Дука не скрывала, что сегодня ситуация дошла до точки кипения. «Мы отправили письмо Президенту Украины В. Ющенко, премьер- министру Ю. Тимошенко, вице- премьеру по гуманитарным вопросам Н. Томенко, министру культуры и искусств О. Билозир, в котором попытались рассказать о нашей беде. Многим артистам трудно выходить на сцену. За кулисами разговоры только об одном — кому понадобилось сводить счеты с Театром им. Леси Украинки и нашим руководителем М. Резниковичем? Не секрет, что Русская драма не прекращала выступать в дни оранжевой революции, а наш лидер М. Ю. Резникович поддержал кандидата от тогдашней власти В. Януковича. Мы не отменили свои спектакли, т. к. не хотели подвести зрителей, заранее купивших билеты. Решение выступать было принято на общем собрании труппы. Никто из руководства не давил на нас, за кого голосовать на президентских выборах. Наши сотрудники отдавали свои голоса, как за Ющенко, так и за Януковича, а часть вычеркивала обоих кандидатов... Кстати, администрация не чинила препятствий митингующим с Майдана, если они приходили в наше здание погреться...»

***

«Зрители». Письмо «лесинковцев», направленное руководству страны и в Минкульт, очень эмоциональное. Оно подписано 226-ю сотрудниками. О солидарности с киевскими коллегами, отстаивающими свои права и защищающими позицию лидера Русской драмы М. Резниковича, а также с просьбой разобраться в ситуации высказались Кирилл Лавров, Олег Басилашвили, Зинаида Шарко, Алиса Фрейндлих, Юрий Аксенов, Элина Быстрицкая, Давид Боровский, Юрий Соломин, Александр Калягин, Галина Волчек, Вячеслав Езепов.

***

Минкульт. Тут требуется внести ремарку для читателей «Дня». Дело в том, что на одном из недавних брифингов Минкульта Оксана Билозир рассказала журналистам о некоторых изменениях, которые вскоре произойдут в театральной системе нашей страны. В частности, Оксана Владимировна заявила: «Мы разделим две должности (с 1994 года 18 творческих коллективов Украины возглавляют руководители, совмещающие должности директора и художественного руководителя. — Т. П. ). Именно это обстоятельство создало монополию. Руководители в основном занимались хозяйственной деятельностью, а теперь директор будет администратором, а худрук займется творческими вопросами»...

Там же министр сообщила о принятом решении ввести «советы театров» — как консультативные органы коллектива. Именно эти «советы» будут высказывать претензии и пожелания руководству. С их представителями будет встречаться министр, а не посещать бурные собрания коллективов. Со всеми сотрудниками театров подпишут контракты, отбирая талантливых и перспективных людей. Из будущих нововведений Минкульта — давать средства только под конкретные проекты...

***

Реплика со сцены. По словам ведущих актеров труппы Театра им. Леси Украинки: Николая Рушковского, Бориса Вознюка, Александры Смоляровой, Давида Бабаева и Лидии Яремчук, актер — профессия зависимая. Если в театре наступит двоевластие, то начнутся интриги. Горький опыт у коллектива в этом вопросе есть, когда главные режиссеры у них менялись каждые два — три года. Как заявляют актеры, сегодня Русская драма работает стабильно, театр на подъеме, и, по их мнению, не нужно ломать налаженную структуру.

«Как актеры мы не понимаем: зачем нужны структурные изменения, которые могут привести к тому, что многие периферийные театры, не приносящие прибыль, закроются? Если средства будут выделяться под режиссерский проект (кто будет принимать такие решения?), осложнится ситуация в репертуарных коллективах. И еще. Мы украинский коллектив, выпускающий спектакли на русском языке. 95% наших актеров — выпускники Киевского театрально института им. Карпенко-Карого (ныне Национального университета театра, кино и телевидения им. Карпенко-Карого. — Т. П. ). Многие наши народные и заслуженные артисты преподают в этом вузе. Мы живем и работаем в Киеве, любим наш город, страну, и не надо нас делать изгоями. (Это реплика по поводу интервью П. Томенко, когда вице-премьер удивлялся: почему Русская драма представляла Украину на последних Днях культуры в Москве. — Т. П. ). Мы хотим диалога с Минкультом и чтобы представители власти нас услышали. А пока создается такое впечатление, что они неправильно или однобоко информированы»...

***

Реплика из зала. Одним из оппонентов М. Резниковича является актриса Ольга Сумская, которая в своем письме в Минкульт утверждает, что «в театре царит нездоровая атмосфера, а Михаил Юрьевич — авторитарный руководитель. По несколько лет большая группа актеров не получает новых ролей. Многие сотрудники попросту боятся своего шефа и молчат, чтобы не попасть к нему в немилость». Поэтому, по мнению Сумской, следует разделить сферы влияния худрука и директора в их театре. И как выход она предложила пригласить Ф. И. Полянина и А. Н. Роговцеву работать в Русскую драму. В ответе Минкульта сказано, что о персоналиях пока говорить рано, т. к. гендиректором-худруком ныне является М. Ю. Резникович...

***

Труппа. «Три недели мы не можем добиться приема у министра культуры О. Билозир, чтобы узнать из первых уст, что нас ждет, — заявляет актер Кирилл Кашликов. — Кто такой Полянин, мы не знаем. Известно, что это какой-то чиновник с дипломом Университета культуры и искусств. Ада Николаевна Роговцева — прекрасная актриса, долгое время была примой нашей труппы, но она уже десять лет работает в антрепризах и никогда организационной деятельностью не занималась. (Позицию Роговцевой по этому вопросу мы опубликуем в «Дне» в ближайших номерах, как только Ада Николаевна вернется с московских гастролей. — Т. П. ). С 16 марта хозяйственную деятельность театра проверяет прокуратура. Ни мотивов, ни причин проверяющие сотрудникам Русской драмы не объясняют».

Пока проверяющие выясняли, что Театр им. Л. Украинки не имел права заниматься реконструкцией фойе партера. Дело в том, что театр финансируется и содержится за счет собственных средств и Минкульта, а его здание является коммунальной собственностью Киева. За строительную деятельность без разрешения на Театр им. Л. Украинки наложен штраф в объеме половины стоимости работ. У проверяющих вызвало недоумение то обстоятельство, что в общежитии Русской драмы не живут его сотрудники...

***

Директорская ложа. «Нас упрекают, что в общежитии не живут сотрудники театра, а оно работает как гостиница, — прокомментировал сложившуюся ситуацию М. Резникович. — Да, мы пошли на этот шаг, так как не можем платить по 200 долларов за номер режиссерам, драматургам, художникам которые делали постановки в Русской драме. Мы сотрудничали с мастерами из Германии, Израиля, России и теперь в своем репертуаре имеем интересные спектакли «Ревизор», «Маскарад», «Последний пылко влюбленный», «Волки и овцы», «Кто убил Эмилию Галотти» и др.

Пристройка, за которую мы наказаны штрафом, нам очень нужна. Мы — единственный театр в Киеве, не имеющий системы вентиляции. Летом зрители в обморок падают от духоты, а расширение фойе — насущная необходимость. Фойе выходит во внутренний двор театра, и наша пристройка архитектурный облик здания и квартала не портит...

Теперь по поводу должности генерального директора-художественного руководителя. Я за кресло не держусь и за должность не хватаюсь. Я против хаоса и считаю, что должна быть единая генеральная линия в коллективе».

***

Еще не финал. «День» два дня пытался взять комментарий у министра Оксаны Билозир или у ее заместителя Ольги Бенч о том, как видит Минкульт выход из непростой ситуации, но безрезультатно. Как только министерские пани захотят высказать свое мнение по данному вопросу, наша газета готова их напечатать. А на последнем брифинге советник Министерства культуры и искусств Оксана Мельничук заявила, что официально из Русской драмы никто к Оксане Владимировне Билозир не обращался (!), а принимать неофициальных «ходоков» у нее нет времени и она на такие демарши не обязана реагировать. То, что театр проверяет Генпрокуратура, не является инициативой Минкульта. А если в Русской драме хотят быть услышанными большой аудиторией, считает Мельничук, то им следует записаться на выступление заседания Верховной Рады Украины. Однако заявила О. Мельничук, реформирование театральной системы обязательно произойдет. Это вопрос практически решенный и совмещения одним лицом двух должностей уже не будет. Более того, на руководящие посты будут назначаться люди на конкурсной основе. Это касается не только «лесинковцев», а всех творческих коллективов страны.

***

Вместо аплодисментов. Вероятно, украинский театр нуждается в реформировании. Весь вопрос в том, какими методами и в каких формах эти реформы осуществлять. К тому же, кому, как не Оксане Билозир, человеку творческому, должно быть известно, насколько эмоциональны и ранимы художники, насколько амбициозны и впечатлительны... Но потому мы их любим, потому и прощаем многое, что, выходя на сцену, они все эти такие разные чувства «переплавляют» для нас в искусство. Только ради этого театр должен жить. И только ради этого туда стоит идти. Тогда, может, и диалог получится...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать