Поднесем свой народ культурно, давайте учит его. Не только учитель может обучать, но может его учить и воспитывать и чиновник, солдат, промышленник или другой.
Августин Волошин, украинский политический, культурный и религиозный деятель Закарпатья

«Портрет мужчины в красном жупане»

В Луцке показали расстрелянную картину
11 ноября, 2014 - 10:28
ФОТО ВАЛЕРИЯ МЕЛЬНИКА

Мы не можем в настоящее время точно знать, при каких обстоятельствах и в каком состоянии находились люди, которые подняли руку с пистолетом на произведение искусства. Известно только, что картина, которую выставили в Художественном музее Луцка, попала сюда благодаря митрополиту Анатолию Дублянскому, который был и историком, и краеведом, и музейщиком. И именно он спас сокровища искусства, которые стали основой нынешней коллекции Волынского областного краеведческого музея.

В 1939 году на Волынь и в целом в Западную Украину, которая тогда была в составе Польского государства, вошли «освободители». Так воплощался в жизнь договор Молотова-Риббентропа. Одно из подразделений Красной армии разместилось на постой в Олицком замке, имении известного княжеского рода Радзивиллов. Коллекцию живописи, которой славился род, начали собирать еще Кишки (замок в Олике построен на месте родового поместья этих украинских православных князей), которые отдали свою дочку замуж за одного из Радзивиллов. Олика, маленький городок, стал и в течение веков был сокровищницей  произведений искусства. И не только изобразительного.  Нынешнему заведующему Художественным музеем Зое Навроцкой в юности повезло пообщаться с жителем Олики  Александром Корнийчуком, который в тридцатых годах прошлого века был библиотекарем у Радзивиллов. Он восторженно рассказывал: во дворце была не только уникальная библиотека (манускрипты, редкие старинные рукописи), богатая коллекция фарфора, оружия. А и произведения живописи, которые настоящие меценаты и коллекционеры, Радзивиллы, свозили со всех уголков Европы: из Фландрии, Голландии, Франции... Хоть имели имения и в других городах и странах, но за границу из Волыни принципиально не вывезли ничего, все лучшее сюда свозили.

Но когда Радзивиллов арестовали, а в замке квартировало войско, то мебелью, книгами топили печи. А в портреты — стреляли! Рассказывали, что в контейнерах вывозили статуи, картины... А тогда вопросов не задавали. Вывозили в Россию.

Поздней осенью 1940 года Анатолий Дублянский, который в то время работал в краеведческом музее, ездил в замок в Олике и сумел забрать свыше 300 единиц произведений искусства, которые и составили основу коллекции музея. Весной приехал забрать книги, среди которых были инкунабулы. Но командир со смехом сказал, что «зима была холодной, и ребята их сожгли»...

Имя Анатолия Дублянского в настоящее время хотят присвоить Волынскому краеведческому музею, а одну из спасенных им картин — «Портрет мужчины в красном жупане» — показали после реставрации, которая длилась два года. Воспитанница Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры Юлия Левицкая, которая ее осуществляла, рассказывает, что картину никто не хотел брать на реставрацию. Она была порезана и грубо сшита, на изображение были нанесены более поздние росписи, в ткани даже застряла картечь, которой картину расстреливали из ружей, и ее нужно было аккуратно достать... Специалисты отнесли картину ко второй половине XVIII века, и она является копией с оригинала конца XVI — начала XVII века. И изображен на ней Ян Замойский, родственник Радзивиллов.

Наталья МАЛИМОН, «День», Луцк
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ