Как несвоевременны решения власть имущих. Когда они за что-нибудь, наконец, после долгих сомнений решаются взяться, жизнь уже ушла вперед, и они снова остаются перед разбитым корытом.
Павел Скоропадский, украинский государственный, политический и общественный деятель, последний гетман Украины

Во Львове «гостят» евангелисты из Одессы

Это новаторские на свое время полотна с изображением святого Луки и святого Матфея авторства Франса Гальса
22 августа, 2019 - 11:39

Полотна с изображением святого Луки и святого Матфея авторства Франса Гальса привезли в город Льва из Одесского музея западного и восточного искусства. Экспозицию представляют во Львовской национальной галерее искусств им. Бориса Возницкого. Куратор показа — Оксана Козинкевич.

Франс Гальс (1580/81—1666) — один из самых выдающихся живописцев «Золотого века» голландского искусства. Вошел в историю мировой живописи как гениальный портретист, новаторство которого выразилось в умении создавать динамические образы и передавать эмоциональное состояние своих героев.

По словам куратора выставки, экспонируемые во Дворце Потоцких (ул. Коперника, 15) шедевры «Евангелист Лука» и «Евангелист Матфей» поступили в собрание Одесского        музея западного и восточного искусства в 1920-х годах. Еще два изображения других евангелистов находятся за границей: «Евангелист Иоанн»        — в музее Пола Гетти в Лос-Анджелесе (США), а «Евангелист Марк» — в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина в Москве (Россия).

«Одесские полотна представляют особую художественную и историческую ценность, поскольку демонстрируют, как выглядели произведения великого голландца на якобы нетипичные для него сюжеты, дошедшие до нас преимущественно в копиях, — говорит Оксана Козинкевич. — Формально являясь произведениями на религиозный сюжет, картины по своей сути являются портретами, новаторскими как по народному типажу, так и по виртуозной манере живописи».

Искусствовед отмечает, что, в отличие от своих коллег современников, Гальс избегал блестящей фактуры и гладкого нанесения краски в своих произведениях. «Он подчеркивал детали и предоставлял своим моделям живость, благодаря видимым мазкам, линиям и большим цветовым пятнам. Эта техника стала популярной позже, в XIX веке, а особенно — среди импрессионистов», — рассказывает Оксана Козинкевич.

Также она цитирует фрагмент письма к брату Тео Винсента Ван Гога: «Какое же это удовольствие рассматривать работы Франса Гальса, как же они отличаются от других картин — большинства из них — где все так тщательно приглажено и написано в однообразной манере».

И приглашает на просмотр шедевров: «Будьте как Ван Гог, приходите и рассматривайте работы Франса Гальса с удовольствием!».

Показ евангелистов во Дворце Потоцких продлится до 24 сентября.

Татьяна КОЗЫРЕВА, Львов. Фото предоставлено Оксаной КОЗИНКЕВИЧ
Газета: 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ