Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

О «метастазах» в церкви

Людмила ФИЛИПОВИЧ: «УПЦ МП сегодня пребывает в состоянии корабля во время шторма, а капитан выбрал неправильный маршрут и закрылся в каюте»
11 марта, 09:59
ФОТО REUTERS

Церковный скандал или государственная измена? В прошлое воскресенье телеканалом «1+1» (программа «ТСН. Тиждень») были обнародованы документы, свидетельствующие о том, что руководители Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) юридически признали аннексированный Крым частью РФ, передав все имущество двух крымских епархий на баланс Русской православной церкви. В ответ УПЦ МП распространила заявление, где указывает, что она не признавала Крым частью России и не передавала имущество крымских епархий на баланс РПЦ. О чем свидетельствует эта ситуация? Какова она на самом деле? В каком состоянии сейчас украинское православие? В интервью с заведующей отделом истории религии и практического религиоведения, доктором философских наук, профессором Института философии им. Г. С. Сковороды НАН Украины Людмилой ФИЛИПОВИЧ:

— Этот скандал свидетельствует о ситуации, которую в целом переживает Украина. Если Кремль аннексировал людей сначала мировоззренчески, а затем территориально, то логично, что сейчас происходит и церковный захват. Сколько угодно можно упоминать исторические основания и ссылаться на какие-то документы, но факт остается фактом. Это нарушение всех возможных и невозможных норм. В этой ситуации людям в Крыму нужно как-то выживать. А мы же понимаем, что российская власть — это не украинская беззубая и бесхребетная власть. Там все четко и конкретно: приняли какое-то решение, значит, выполнять будут все. Не выполняешь — санкции, преследования, запреты.

По поводу самой УПЦ МП. Здесь существует два подхода: одни хотят сохраниться в форме УПЦ МП, а другие хотят прямого подчинения Русской православной церкви. Как совместить в рамках одной церкви эти два абсолютно несвязанных крыла — вопрос. Я думаю, что это невозможно, поэтому церковь ждет раскол. Но часть, которая хочет сохраниться как УПЦ МП, значительно слабее той, которая тянется к РПЦ. Недаром те, кто настроен проукраински в Крыму, говорят нам: вы здесь можете все, что угодно говорить, а я возвращаюсь в Крым, мне там жить, у меня там прихожане. Например, Архиепископ Симферопольский и Крымский УПЦ КП Климент такое рассказывает.

Поэтому главное — сохранить людей. Ясно, что церковь будет стремиться это сделать. Но я не вижу там никакого варианта примирения между нынешней Россией и Украиной относительно Крыма. На мой взгляд, там будет продолжаться эскалация и агрессия, заложенная аннексией Крыма и присутствием там российских войск.   

— СМИ приводили массу примеров, когда представители УПЦ МП открыто поддерживали российскую агрессию. В каком вообще состоянии сегодня пребывает УПЦ МП при Митрополите Киевском и всея Украины Онуфрии?

— УПЦ МП сегодня пребывает в состоянии корабля во время шторма. Такое впечатление, что капитан на этом корабле выбрал неправильный маршрут, закрылся в каюте и тихонько выжидает. А нужно уже давно выйти на капитанский мостик и что-то делать. Молчанка — это не решение проблемы. Свое спасение он обеспечил, но думает ли он о спасении своих верных? Думает ли он о противоречиях, которые переживают приходы и их духовные лидеры?

У нас уже есть обращение священников, которые не сидят на высотах церковной власти, а общаются с конкретными людьми. Поэтому их боли и слова — это боль и слова их прихожан. Нужно все же как-то спуститься с церковного Олимпа и послушать прихожан. Это не абстрактные верующие, они не могут быть свободными и независимыми от тех процессов, которые происходят в государстве. Я понимаю, что это не моя роль давать рекомендации Онуфрию, но мне кажется, не стал Онуфрий Моисеем для нашего народа, хотя были большие надежды на это. Он не выводит свой народ из Египта.

— Какой может быть роль государства, когда со стороны соответствующей церкви зафиксированы открыто антиукраинские шаги?

— Нормальное государство должно было бы без сомнений повлиять, потому что история христианства, начиная c Константина I, свидетельствует о роли государственного фактора в создании церкви, которая была элементом государственного строя. Сейчас ситуация изменилась, но это не значит, что роль церкви уменьшилась. Способно ли нынешнее украинское государство это сделать? Пока власть у нас является слабой для этих вопросов, она сдает позицию за позицией. А духовный фронт является не менее сложным, чем реальный, а может даже сложнее.

Можно и нужно разговаривать со всеми духовными лидерами не как с епископами, архиепископами, митрополитами, а как с гражданами. Если есть призыв к сепаратизму, значит, согласно Уголовного кодекса этот человек должен отвечать независимо от статуса и должности. Для этого нужно собрать документы и грамотно выстроить дело. На сегодняшний день есть материалы, но у нас существует какой-то страх перед церковью. В тех вопросах, где церковь является частью социума, ее социальным институтом, она несет ответственность за свои заявления и действия перед законом.

— После смерти предстоятеля Украинской автокефальной православной церкви Мефодия местоблюстителем престола был избран митрополит Львовский Макарий. Насколько реальным на сегодняшний день выглядит объединение УАПЦ и УПЦ КП?

— Мне кажется, что в УАПЦ пока останется автокефальный, в худшем смысле этого слова — хуторянский, местный, способ организации этой церкви. Возможно за это время, пока они будут готовиться к своему собору, эпископы договорятся между собой. Сначала им нужно объединиться между собой, потому что они существуют как ассоциация в рамках одного течения, а затем уже может идти речь об объединительном процессе с УПЦ КП. У меня в этом плане, пока что, пессимистические прогнозы. В лучшие времена они не смогли этого сделать, а теперь, когда существует определенный хаос, каждый из них думает больше о собственном выживании.

— А возможно, наоборот — в нынешней ситуации, когда проявляются плюсы и минусы сторон, легче объединяться? Возможно, для этого нужен мощный объединительный фактор или авторитетный человек?

— Есть такая фигура, которая сконцентрировала своих последователей и сторонников, — это фигура патриарха Киевского и всея Руси-Украины Филарета. Но она не всеми принимается — в силу этой двадцатилетней травли со стороны УПЦ МП, а фактически со стороны РПЦ, а также и со стороны УАПЦ, за его государственническую позицию. К сожалению, сегодня я не вижу другой такой фигуры, которая бы объединила всех.

— Во времена Януковича патриарх Кирилл часто приезжал в Украину — проходила подготовка почвы для российской военной агрессии. А каковым является сегодня влияние РПЦ на духовную ситуацию в Украине?

— Конечно, сегодня в ситуации противостояния и фактической войны Кремля против Украины, пребывание Кирилла на нашей территории является не просто неуместным, но и опасным. Но это не значит, что РПЦ не влияет. Просто сейчас  все происходит в более завуалированной форме. На нашей территории находится немало духовных диверсантов. Например, недавно я ехала в такси. Весь салон увешан украинской символикой, таксист назвался Богданом или Тарасом, разговаривал на украинском языке. Но пока мы доехали от дома до института, он мне тридцать раз повторил — нужно ложиться под Путина, нужно ложиться под Москву. Что это, как не духовная агрессия? Хорошо, я в этом разбираюсь, а сколько их таких не выявленных, обрабатывающих головы наших людей. Представители УПЦ МП тоже часто ездят в Москву. Нынешняя война действительно разлагает нашу страну больше изнутри. Что и говорить о Харькове или Одессе, они в Черновцах стоят со своим «русским миром». Метастазы есть уже везде. Или вы думаете, что ситуация лучше в той же Виннице?

— Известно, что у каждой власти в Украине были свои симпатии относительно определенной конфессии, и это отражалось на ее поддержке. Как вы в этом плане охарактеризуете нынешнее руководство?

— Яценюк больше тяготеет к греко-католикам, Порошенко — к православным, но сейчас мы не наблюдаем какой-то симпатии к той или иной религиозной структуре. Думаю, нынешнему руководству вообще не до церкви. Даже если они встречаются с Советом церквей или ходят общими ходами. Например, Порошенко недавно на Марше единства обнялся с Филаретом и не обнялся с Онуфрием, и тут сразу «растрезвонили», что он является прихожанином Киевского патриархата. Вместе с тем, он пожал руку муфтию Духовного управлення мусульман Украины «Умма» Саиду Исмаилову. И что теперь? По-моему, сейчас государство должно быть заинтересовано использовать в хорошем смысле этого слова любую духовную поддержку со стороны любых духовных лидеров, организаций и т. д.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать