Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Герой «спокойной смелости»

Константин ОСТРОЖСКИЙ: величие полководца
03 июня, 19:30
ПОРТРЕТ КОНСТАНТИНА ОСТРОЖСКОГО (XVII в.) / ФОТО С САЙТА WIKIPEDIA.ORG

Украинский князь Константин Острожский (1460 — 11 сентября 1530) принадлежит к числу видных фигур прошлого Украины, является одним из величайших украинских полководцев и политических деятелей, однако широкой общественности, к сожалению, малоизвестен. Когда я приступал к этой статье, не надеялся, что даже в двенадцатитомной «Украинской советской энциклопедии» 1982 года выпуска доведется найти о К. Острожском только два куцых предложения объемом всего в пять строк. Поэтому инициативу Национального университета «Острожская академия» и газеты «День» об объявлении 2010 года Годом князя Константина Ивановича Острожского надо считать началом поисков нового подхода к решению этой проблемы.

Лично меня наиболее заинтересовал военный аспект в биографии этой выдающейся личности, и я решил об этом узнать несколько подробнее. Во всяком случае, это необходимо изучать, знать. Ведь войско под руководством К. Острожского успешно воевало со своими врагами во времена серьезной военной опасности для украинских земель. И как здесь не заметить: свою роль князь усматривал не в завоеваниях, а в том, чтобы с помощью имеющейся военной силы стать на защиту государственной территории и населения. Именно это, в первую очередь, должны принимать во внимание, так как именно в этом, на мой взгляд, заключается смысл его военной деятельности, с этой точки зрения ее следует оценивать.

Разумеется, это всегда святое дело — защита своей территории и населения. В книге «Екстракт 150» ректор Национального университета «Острожская академия» Игорь Пасичник в связи с этим справедливо отмечает: «Он сделал блестящую военную карьеру. Современники характеризовали его как выдающегося полководца. В основном ему приходилось воевать с татарами, которые, начиная с конца XV века, стали постоянно нападать на украинские земли. Эти наезды представляли основную проблему для местного населения, поскольку вели к большим разрушениям, потере человеческих и материальных ресурсов. Константину Ивановичу Острожскому — брацлавскому, винницкому, звенигородскому старосте — постоянно приходилось оборонять украинские земли от татарских нападений. В 1497 году князь занял должность великого литовского гетмана, что стало свидетельством признания его военных заслуг. Большое значение князь придавал построению оборонительных сооружений... Фактически Константин Иванович, получив за свои военные заслуги значительные владения в юго-восточной Волыни, выстроил оборонительную систему из замков, в состав которых, кроме Дубно, входили значительно укрепленный Острог, Ровно, Дорогобуж, Полонное, Звягель, Чуднов и другие... Также князь немало сделал для предотвращения московской агрессии на земли Великого княжества Литовского. Ему приходилось неоднократно вступать в битву с русскими» (Пасичник Игорь. Возвращение аристократа // «Екстракт 150». Часть первая. — К.: ЗАО «Украинская пресс-группа», 2009. — С. 875—876).

Из этой большой цитаты понятно, что Константин Острожский был не просто хорошим военачальником, он был настоящим лидером во время военных операций. Для любого лидера очень важно сохранять спокойствие перед лицом опасности и уметь в критической ситуации сконцентрироваться для ее преодоления, найти разумный выход из сложного положения. Уже из этого видно, какая ответственность всегда возлагается на тех, кто стоит во главе войска. Нашего героя я бы сжато охарактеризовал так: князь К. Острожский обладал «спокойной смелостью» в тяжелых условиях войны, той ясностью души в кризисных ситуациях, которую военные эксперты называют «холодной головой». Ну а доказательств тому множество.

В боях с крымскими татарами и московскими захватчиками Острожский не имел себе равных. Так, защищая украинские земли, он провел более пятидесяти успешных битв против превосходящих сил татар. Вспомним лишь еще раз о победах его войска в битве на Лопушнянском поле под Вышивцем (28 апреля 1512 года) и возле речки Ольшаницы на Киевщине (6 февраля 1527 года), получивших в то время большой резонанс. По свидетельствам современников, в первом и втором случае были разбиты орды татар численностью более 20 тыс. человек. И это в условиях, когда в войске, которым командовал Константин Иванович, насчитывалось значительно меньше воинов. Историки считают, что в целом Константин Острожский принял участие в почти 70 битвах. Согласно надписи на его могильном камне, гетман 63 раза завоевывал в них победы. Уже из этого понятно, какой незаурядный военный талант продемонстрировал князь в боях с противником. Говоря об этом, нельзя обойти и следующее — он стал одним из первых военачальников, который начал использовать полевую артиллерию во время боевых действий.

Блестящей победой войска под командованием Константина Острожского завершилась знаменитая битва под Оршей, которая достойна быть занесена в золотую книгу истории. Эта битва, состоявшаяся 8 сентября 1512 года, требует к себе, на мой взгляд, самого серьезного внимания. Здесь стоит вначале объяснить, хотя бы в краткой форме, какие чрезвычайно неблагоприятные обстоятельства ей предшествовали. Вот что писал по этому поводу известный украинский ученый Петр Кралюк. «В 1512 году, — подчеркивал он, — началась новая московско-литовская война. Ситуация была критической. Московские войска заметно превосходили армию Великого княжества Литовского. Константину Ивановичу как великому гетману были предоставлены особые, фактически диктаторские права. Он даже получил право карать смертью. Отправляясь в поход, Острожский, не имея уверенности, что ему удастся остаться в живых, составил завещание» (Кралюк Петр. Светлый князь из «темных веков» // «День», № 19-20, 05-06.02.2010). Учитывая изложенное, становится очевидным, какое бремя и какая ответственность лежали тогда на К. Острожском и его воинах.

Казалось, что противодействовать московским войскам, стремительно продвигавшимся вперед, невозможно. Они взяли Смоленск. У них были все возможности победить войска Великого княжества Литовского, которые количественно им уступали, и оккупировать это государство. Если бы так произошло, уже в XVI в. земли и Белоруссии, и Литвы, и частично Украины оказались бы в составе Московии. Думаю, нет необходимости доказывать, как дорого бы это стоило им...

Ситуацию спас именно Константин Иванович. Представьте себе живописное место на берегу реки. Только что закончилось лето, теплая погода. В направлении речки Кропивни маршем продвигается московская армия, насчитывающая 80 тысяч человек. Ценным исследованием источниковедческого характера в отношении этого является «История России с древнейших времен» С.М. Соловьева, над которой автор работал в 1851—1879 годах. Известный русский историк в своей фундаментальной работе, составившей 29 томов, в целом правдиво описав битву под Оршей, рассказывает: «Король Сигизмунд, оставив при себе четыре тысячи войска в Борисове, остальные под начальством князя Константина Острожского отправил навстречу к московским воеводам, у которых, по иностранным известиям, было 80 000 войска, тогда как у Острожского — не более 30 000. После нескольких небольших стычек в конце августа Челядин (воевода московский. — Ю.К. ) перешел на левый берег Днепра у Орши и здесь решил дожидаться неприятеля, не препятствуя ему переправляться через реку, чтоб тем полнее была победа. 8 сентября 1514 года произошел бой: русские начали нападение, и долго с обеих сторон боролись с переменным счастием, как наконец литовцы намеренно обратились в бегство и подвели русских под свои пушки; страшный залп смял преследующих, привел их в расстройство, которое вскоре сообщилось и всему войску московскому, потерпевшему страшное поражение: все воеводы попались в плен, не говоря уже об огромном количестве убитых ратников; река Кропивна (между Оршею и Дубровною) запрудилась телами москвитян, которые в бегстве бросались в нее с крутых берегов.» (Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Сочинения в 18. кн. Кн. 3. Т. 5 и 6. — М.: Мысль, 1989. — С. 238—239).

По сути, факт остается фактом: большое количество трупов, оставшееся на поле битвы под Оршей, было действительно впечатляющим. Чтобы подтвердить такой вывод, обратимся еще раз к уже названным произведениям С. Соловьева. Автор, в частности, далее пишет: «Сигизмунд, извещая ливонского магистра об Оршинской победе, писал, что москвичи из 80 000 потеряли 30 000 убитыми; взяты в плен: 8 верховных воевод, 37 начальников второстепенных и 1 500 дворян; но после из литовского же обстоятельного перечисления узнаем, что всех пленных, как взятых на Оршинской битве, так и в других местах, было 611 человек, но московские источники согласны с литовскими относительно страшных следствий Оршинского поражения» (Там же. — С. 239). Как видим, один из ведущих русских историков был вынужден признать бесспорный успех войска под командованием Константина Острожского в битве с московской армией. Акцентируя внимание на этом, нужно учитывать и то, что в масштабном исследовании этого ученого широко использованы разнообразные печатные, рукописные, архивные документальные источники по истории России, что лишний раз свидетельствует в пользу качественных характеристик сделанной им работы.

В этом отношении, думается, исследователям военной деятельности князя К. Острожского следует обратить внимание на несколько существенных выводов профессора С. Соловьева, которые характеризуют уровень подготовки тогдашнего московского войска, особенно тех, кто им тогда руководил. Несмотря на то, что оценки ученого отмечены идеологизированной предубежденностью, автор продемонстрировал объективный, честный и очень критический подход к освещению этого вопроса. По определению С. Соловьева, «...в войсках литовских, или лучше сказать, между вождями литовскими, не говоря уже о шведах, легко было заметить большую степень военного искусства, чем в войсках или воеводах московских: это было видно из того, что во всех почти значительных столкновениях с западными неприятелями в чистом поле московские войска терпели поражение: так было в битвах при Орше, при Уле, в битвах при Лоде, при Вендене... Странно было бы говорить об искусстве воевод московских, назначавшихся не по военным способностям, а по месту, которое они занимали в Думе, когда важный боярин, как боярин, был в то же время и воеводою, хотя не имел ни малейших способностей...» ( Там же. — С. 629 — 630). Это, несомненно, откровенное признание.

Когда речь идет об Оршинской битве, важно осознать и другое, понять, что она спасла Великое княжество Литовское от разгрома и оккупации русскими войсками. Это нам желательно учитывать, характеризуя Константина Острожского как выдающуюся историческую личность. До конца жизни Константин Иванович оставался гетманом Великого княжества Литовского. Ему даже предоставили право пользоваться печатью из красного воска, что тогда считалось прерогативой самостоятельных правителей. Уже это является весомым доказательством того, как уважали князя К. Острожского и ценили за его заслуги.

Конечно, как и у всех людей, у князя были слабости и недостатки. Размещенные на страницах газеты «День» материалы по случаю проведения Года Константина Острожского помогут хотя бы отчасти установить место этой великой личности в истории Украины, правильно понять обстановку, в которой ему приходилось действовать, и оценить его успехи и неудачи. Хотелось бы при этом подчеркнуть, что только всесторонне и объективно анализируя все условия жизни князя Острожского, а также его взгляды, убеждения, действия и стремления, не искажая того, что было на самом деле, мы сможем правильно, надлежащим образом оценить его важную роль и место в истории нашего народа.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать