Простолюдин наш, по всему безразличию к тому, что сейчас перед ним происходит, склонен мечтать и часто добывает удивительные надежды: новое доказательство юности племени, которое предчувствует лучшую жизнь впереди.
Пантелеймон Кулиш, украинский писатель и общественный деятель

Первый городской театр в Киеве

4 февраля, 2000 - 00:00

История Киева сложилась так, что город до начала ХIХ века не имел своего театра, точнее специального строения для него. Причиной тому, отнюдь не равнодушие киевлян к зрелищному искусству. Несмотря на обилие политических, социальных и экономических проблем, театральные представления оставались самым популярным и любимым видом досуга горожан.

Элитарные слои общества предпочитали драматические постановки, которые осуществлялись в Киево-Могилянском коллегиуме, позднее — в Духовной академии. Спектакли ставились под руководством профессоров, а роли распределялись среди студентов. Киевское мещанство развлекалось в основном на представлениях вертепа — переносного украинского кукольного театра.

В конце ХVIII века в Киеве произошли изменения, которые не только подняли интерес к театру, но и способствовали строительству городского театрального здания. В 1797 году к Киевской губернии, большая часть которой располагалась на левом берегу Днепра, были присоединены правобережные районы, что активизировало социально-экономическую жизнь региона в целом и Киева в частности. Еще большее значение имел перевод в Киев Контрактовой ярмарки из города Дубно. Экономическим центром края стал Киев, что не замедлило отразиться на культурной жизни города. Ярмарка устраивалась, на Рождество. Помещики, как правило, со своими семьями стремились «увидеть свет», завести новые знакомства. Месяц, в течение которого длилась ярмарка, сопровождался бурной светской жизнью: непрерывными балами, концертами, театральными представлениями, что вызвало настоятельную потребность в большом, специально оборудованном помещении.

Время, когда был построен театр, можно установить лишь приблизительно. По мнению Николая Закревского, «первоначальный деревянный театръ выстроенъ въ 1803 г., но вероятнее всего, в 1806». Почему выбрана последняя дата, Закревский не говорит. По словам И. Николаева, театр начали строить в 1801 году и открыли 9 сентября 1803 года спектаклем польско-российской труппы «Козак стихотворец» князя Шаховского. Николаев своих источников не указывает. В современной научной и справочной литературе время строительства стационарного театрального сооружения относят к 1803—1807 годам. Наиболее аргументированной нам представляется датировка, которую обосновал видный киевский исследователь Д.Щербакивский в статье «Первый театральный дом в Кіеве и его усадьба» (1928). Ученый проанализировал план «...Владимерской первой части города Кіева, назначаемой для построения въновъ съ конформированного плана». На этом плане, охватывающем район Липок и Крещатика, указаны участки, предназначенные под усадьбы, имена их владельцев и точные даты, когда именно эти участки были получены. Последний участок под № 46 датируется 6 июня 1803 года. Таким образом, по мнению Д. Щербакивского, план датируется 1803 годом. На этом же плане обозначен участок, который будет отведен под строительство первого театра.

Что касается социального положения владельцев усадеб, то из 46 участков, розданных с 1797 по 1803 годы, самые большие и лучшие из них получили киевские магнаты графы Румянцев и Салтыков, княгиня Хованская, супруга военного губернатора Фельша, тайные советники Нарышкин и Милашевский... Больше трети участков взяли статские и надворные советники, коллежские и губернские секретари, офицеры, гражданские служащие, на долю купцов и мещан приходится едва 1/3 участков. Отсюда следует, что при выборе места для театра магистрат руководствовался, в первую очередь, интересами самых высокопоставленных и зажиточных слоев города. Такое решение, надо сказать, вполне разумное и логичное, открывало перспективу дальнейшему развитию города.

Участок, на котором был построен театр, имеет надпись: «Коллежской асессорше Меленской 1803 года февраля 10 дня». Следовательно, как утверждает Д. Щербакивский, театр начали строить не в 1801 году, а после 10 февраля 1803 года, т.к. давать частному лицу усадьбу, где уже начато строительство общественного здания, для городского магистрата не имело смысла. Помимо датировки, эта надпись проливает свет и на авторство постройки. Должность городского архитектора Киева в ранге коллежского асессора в ту пору занимал Андрей Иванович Меленский. Приобретение участка на имя жены, а затем передача его в собственность магистрату позволили А. Меленскому удержать в своих руках заказ на строительство театра и успешно реализовать его впоследствии. По свидетельству П. Щитковского, женатого на правнучке Меленского, архитектор и вся его семья имели в этом театре свою постоянную бесплатную ложу именно потому, что автором проекта был сам Меленский. К тому же облик здания, решенного в стиле ампир, с торжественным дорическим портиком, органичной привязкой к рельефу местности вполне соответствует творческому почерку киевского зодчего, много и плодотворно трудившегося над архитектурным обликом Киева.

Театр строят за валом Старого города (который шел по современной Трехсвятительской улице) в начале большого пустыря, тянувшегося от Евсейковой долины и Песков, составных частей будущего Крещатика, в районе нынешней Европейской площади. В начале ХIХ в. здесь размещался конный торг, вследствие чего место именовалось «Конной площадью». С возведением театра площадь постепенно благоустраивается и получает неофициальное название «Театральная».

Из существующих литературных источников наиболее подробное описание киевского театра дал Н. Закревский. Поскольку автор «Летописи и описания Киева» сам был киевлянином, видел театр и, несомненно, бывал в нем, его описание можно принять за первоисточник: «...театр был «противъ Государев сада, ниже теперешняго Доминиканского костела, вначалъ Крещатицкой улицы, вблизи Крещатицкого ввоза (Александровскаго спуска). Это было деревянное строение, правильной, нъсколько тяжелой архитектуры...» К сожалению, ни проекта постройки, ни более поздних его планов не сохранилось. Известны только три изображения театра: рисунок Закревского, литография «Видъ Крещатика въ Кіевъ», изображение его на панораме Киева. Существует также несколько схематичных чертежей на планах Киева первой половины ХIХ века.

Здание театра на рисунке Закревского представляет собой длинный прямоугольник, который фасадом выходил на Крещатик, а торцевой стороной — на спуск к Подолу. Главный вход выполнен в виде двухколонного дорического портика, помещенного в широкую нишу. На фронтоне полукруглое окно с балюстрадой. Окна расположены в два ряда, что придает постройке двухэтажный вид. С правой стороны — одноэтажная пристройка с двумя окнами под высокой двухскатной крышей. С обеих сторон пристройку фланкируют три небольшие колонны с массивными карнизами, увенчанными балюстрадами.

Второе изображение театра помещено на литографии с надписью «Видъ Крещатика въ Кіевъ». Справа на заднем плане гравюры изображен театр, на горе видны Михайловский монастырь и костел. Что касается самого театра, то вместо двух колонн, как на рисунке Закревского, здесь шестиколонный портик на всю ширину фасада. По сторонам от портика две небольшие пристройки с дверями, которые выходят на главный фасад.

Много общего с этой гравюрой имеет изображение театра на панораме Киева, выполненной около 1850 года. Также как у Закревского, здание имеет форму вытянутого прямоугольника. Над шестиколонным портиком устроен навес. По сторонам портика две пристройки с двумя окнами и дверями, которые выходят на главный фасад. Окна расположены в два ряда и только со стороны фасада. Верхние окна немного меньше, чем нижние. Печные трубы свидетельствуют о том, что здание отапливалось.

Самый четкий план театра сохранился на плане Киева 1816 года работы А. Меленского. Здесь обозначены только средние боковые пристройки, обозначена ниша на главном фасаде, показана пристройка или портик со стороны заднего фасада. Очевидно, здание перестраивалось. О размерах театра и его внутреннем виде известно немного. Если высчитать размеры театра с масштаба плана Меленского, то приблизительные цифры для ширины — 8 саженей (без боковых пристроек) и для длины — 17 саженей (1 сажень — 2,13 м). Как свидетельствуют киевские афиши 1816 года, в помещении были устроены ложи трех типов, рассчитанные на четырех зрителей: «ложа внизу», «ложа на первом этаже», «ложа на втором этаже» или «ложа галерейная». Кроме того, в афишах 1816—1827 гг. указаны также «кресла», «партер», «галерея» (иначе «парадис», «райок»). «Кресла» представляли собой лавки с перегородками, обитые красным сукном, «партером» назывались места за креслами, где смотрели спектакль стоя. Цены на билеты варьировались от 60 коп. до 25 руб. Пользовались популярностью абонементы. Верхняя ложа на 100 спектаклей стоила 500 руб, нижняя — 450 руб., кресло — 200 руб., место в партере — 100 руб. Дворянство и купечество предпочитало покупать абонементы на ложи и кресла. Акустика в театре, по свидетельству современников, была очень хорошая. Самое серьезное значение придавалось декорациям и оформлению сцены в целом и сценическим эффектам.

Театральный репертуар удовлетворял самые разнообразные вкусы взыскательного зрителя: ставились драмы, трагедии, комедии, оперы, балеты, пантомимы, кукольные спектакли, устраивались концерты. Деревянный киевский театр принимал русские, украинские, польские, французские и итальянские труппы выдающихся актеров первой половины ХIХ века — Щепкина, Мочалова, Живокини, Мартынова, Самойлова, Сандунову, Каталини. Представления давались целый год, даже летом, и прекращалась только на Великий Пост. В торжественные Царские дни театр богато «иллюминировался», а вход в «галерею» и «партер» был бесплатным. Позднее, в 1840 году, антрепренер обязан был давать одно представление на благотворительной основе для малоимущих слоев населения.

Поскольку театр был городским, ведал им сначала магистрат, а потом городская Дума. Полностью удовлетворить потребности разросшегося города к середине ХIХ века деревянный театр уже не мог. В «горячие» дни Контрактовой ярмарки, когда в Киев съезжались музыканты, певцы, капеллы, драматические труппы, — использовались залы Контрактового дома, приспосабливались частные дома и здания школ.

В силу объективных причин, эта постройка просуществовала менее 50 лет. Деревянное строение быстро обветшало и пришло в негодность, к тому же его незначительная вместимость перестала удовлетворять киевское население, численность которого, по сравнению с началом ХIХ века, возросла почти вдове. Последнее представление в деревянном театре датируется 30 июля 1851 года — труппа Рикановского поставила двухактную комедию Григорьева «Житейская школа» и одноактный балет, а уже 10 августа начались работы по сносу постройки.

В 1856 г. в Киеве открывается новый театр, намного больший по размерам и возведенный уже из долговечного материала. При этом новое здание строилось не на месте старого, а на территории, которая к тому времени только начала заселяться — на месте нынешнего Оперного театра. В 1837—1843 гг. в этом районе сооружаются главный корпус Университета св. Владимира по проекту В. Беретти, и здание женского училища, впоследствии — пансион графини Левашовой. Местность постепенно осваивается и приобретает облик законченного градостроительного ансамбля. Таким образом, в действиях киевских властей прослеживаются те же принципы, что и при строительстве первого городского театра, когда основополагающее значение для развития города приобретали не старые центры киевской жизни, а интересы населения, заселяющего новые районы.

Елена ПЯТАКОВА, искусствовед
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ