Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Чувство родства со своим родом

Вышла из печати книга «Українське село. Зажинки до родовідної книги Потіївки на Білоцерківщині»
08 августа, 16:38
В ОФОРМЛЕНИИ ОБЛОЖКИ ИСПОЛЬЗОВАНА НАРОДНАЯ ИКОНА КОНЦА ХІХ ВЕКА — РЕЛИКВИЯ ПОТИЕВКИ, КОТОРАЯ НЫНЕ ИМЕЕТ НАЗВАНИЕ «ЮРИЙ ЗМЕЕБОРЕЦ ПОТИЕВСКИЙ»

«Мой адрес — не дом и не улица,

Мой адрес — Советский Союз»

(Из песни)

Оккупационная власть за семьдесят лет сделала очень много для воспитания из украинцев советских людей. Прививание пренебрежения к старшим поколениям через их якобы отсталость было одним из многих направлений воспитания беспамятства. Поскольку этот процесс продолжался на протяжении трех поколений, то для граждан 90-х годов XX столетия стало типичным, что дети знают имена родителей и прямых дедушек и бабушек. О четвертом поколении знания весьма отрывочные, и не многие знали имена прадеда и прабабушки.

Люди с короткой памятью в три поколения не врастают в свою землю, не имея чувства родства со своим родом. Не знают истории своей нации. У них просто не возникает потребности знать свой род. Для них важно, что они граждане Советского Союза, что Советский Союз и дальше будет еще больше. Поэтому по заданию КПСС надо охотно ехать из Украины на Дальний Восток, на Камчатку, в Среднюю Азию или еще куда-то для сооружения там социалистических новостроек. На ту новостройку правительство привезет молодых рабочих из разных республик, национальных краев и областей, и им там вовсе не будет нужен язык, культура, обычаи их дедов и прадедов. Они в этих интернациональных бригадах будут совершенствовать свои знания русского языка и «передовой» русской советской культуры.

Изоляция молодежи от культуры своих наций и зарубежных влияний давала коммунистической власти возможность выращивать манкуртов, полных зомби.

Примерно с таким сознанием украинцы 1991 года стали гражданами своего независимого государства. Провозглашение независимости еще не было независимостью. Независимость еще нужно было создать. Кто должен был быть строительным этого независимого государства: украинцы США, Германии, Англии, Франции, Канады? Да нет, разумеется, что нет! Никто иной, а именно украинцы из Украины. Это их родина, и именно их долг перестроить Украинское государство.

А как же они должны были взяться за перестройку, если были пассивны и научены выполнять чужие указания, а не сами решать. Как могли перестроить Украину, когда привыкли перестраивать большие СССР, а об Украине знали только, что ее жители-украинцы неперспективны, как неперспективен наш язык и культура. Как можно строить то, что не имеет перспективы на жизнь и объективным ходом истории обречено на исчезновение?

С таким сознанием граждане независимой Украины ходили на избирательные участки и голосовали за коммунистов — врагов украинской независимости. В Верховной Раде с 1991 года поочередно преобладали коммунисты, потом красный директорат, потом мафиозные кланы, и организованные преступные группы последовательно грабили страну и вытесняли из Украины украинские научные, инженерные и человеческие кадры. Этой антигосударственной деятельности оказывала сопротивление небольшая патриотическая прослойка из народных депутатов и государственных служащих, которая, однако, не имела возможности изменить сам характер власти, потому что в конечном итоге ее характер зависит от настроений большинства украинского населения.

Понимая, что состояние нации зависит от уровня национального сознания, патриотические партии, общественные организации и отдельные личности работали на повышение национального сознания народа. Лучший способ привить молодежи любовь к родному краю — показать ей подвиги ее предков. Одной из конструктивных тем в этом деле является изучение истории отдельных сел, а в селах — их родов.

История не сама делается, ее делают люди. Поэтому так интересны сельские родословные. И то, что с течением времени приобретает общеукраинский вес, начиналось как обычай из одной точки, возможно, как раз из этого села.

При коммунистической диктатуре многим приходилось скрывать свою родословную, если в ней были родственники, которых власть могла отнести к буржуазии, эксплуататорам, или они принадлежали к армии УНР либо к какой-то антибольшевистской партии, или причастны к повстанческому отряду и т. д. Самостоятельная Украина как демократическое государство открыла своим гражданам возможности изучать историю своих родов и знать свою родословную. Начали появляться иногда довольно хорошие произведения по истории сел и городков.

Ручеек этой литературы становится все шире. Это свидетельствует, что все больше украинцев обращают внимание на свою родословную, свое происхождение. Это весьма важно, потому что приходит понимание важности значения антропологического строения своего рода как антропологических черт нации, особенностей национального темперамента, характера, важности знания знаков, символов, обычаев, традиций и всего культурного и духовного комплекса. Первые из названных черт весьма стабильны, и для заметных изменений антропологического состава необходимо больше тысячи лет. Знаки и символы тоже весьма прочны. Культура и духовность меняются быстрее, хотя их основа — язык, тоже достаточно прочное и стабильное явление.

Язык и вся культура, созданная на этом языке, объединяют людей этого языка и культуры в одно этническое единство. Дети берут язык, ритуалы, вкусы, привычки и т. п. от родителей, а родители — от своих родителей. Родовая непрерывность составляет этническую непрерывность, из любви к своему роду формируется любовь к своей нации и родному краю. Человек без любви к своему роду и нации словно существо без души.

Распространение интереса к своему роду, который, родившись в самостоятельной Украине, теперь заинтересовывает все больше украинцев, способствует распространению чувства родства между украинцами и увеличивает национальную консолидацию.

Недавно Евгений Чернецкий и Александр Пшонкивский подарили мне замечательную книжку, можно сказать, образец исследования родословных, под названием «Українське село. Родовідна книга Красного і Затиші на Білоцерківщині». В ней авторы Чернецкий и Бондарь изучали историю двух сел и генеалогические таблицы восьмидесяти родов. Авторы разработали методику поколенной росписи и системы условных отметок, призванную помочь читателю, который сам захочет нарисовать родословное дерево своего рода.

Это замечательная работа.

Это доброе дело продолжили Е. Чернецкий и П. Прилуцкий. Они подготовили новую работу с подобным названием «Українське село. Зажинки до родовідної книги Потіївки на Білоцерківщині», посвященную исследованию другого села и его жителей, которая имеет три части и приложение. Часть первая о древних временах и сакральной культуре. Вторая — о родах села. Третья часть об истории села.

Приложение «Місцеві народознавчі дослідження» имеет двенадцать интересных разделов, например, преступления большевистской оккупационной власти в Украине (3), традиции, обряды, легенды (10), пейзажи Потиевки (12).

Украинцы — хлеборобы. На протяжении нескольких тысяч лет жили селами и хуторами. Там формировались наша культура и наш дух. Теперь большинство нации живет в городах. В города пришли из сел. Многие горожане не порвали связи с селами и в выходные ездят к родственникам или наведываются к родным могилам. Даже те, которые дольше живут в городе, и даже те, которые стали великими учеными или известными деятелями культуры, имеют за городом или возле дома грядку земли или садик, куда едут в свободное время, чтобы что-то делать своими руками на земле. Хлеборобский инстинкт так глубок, что прикосновение к живой земле успокаивает душу и украинец отдыхает от городской суеты. Там, на земле, душа чувствует что-то вечное, а в городе ты словно временно, словно в какой-то не своей квартире, несмотря на то, что физически ты давно уже горожанин.

Село — пуповина нашего рода, нашего языка и всей нашей духовности. Возобновление духовной связи с ним, к чему побуждают работы Чернецкого, Бондаря, Прилуцкого, крепит нас как нацию, а консолидированная нация способна сохранить село перенесением туда перерабатывающей промышленности. Книжка украшена цветными пейзажами Потиевки, что делает ее не только полезной, а еще и приятной для глаза и души.

Пусть названные две работы подтолкнут многих других патриотических украинцев к написанию таких же историй тысяч сел и составлению генеалогических таблиц миллионов украинцев — это была бы знаменитая работа по прививанию любви к родному краю и украинскому роду!

Левко ЛУКЬЯНЕНКО

* * *

Книга «Українське село. Зажинки до родовідної книги Потіївки на Білоцерківщині» посвящена предметам старины, традиционному мировоззрению, истории села Потиевки Белоцерковского района Киевской области, рассмотренным на детализированном фоне родословных его жителей, которые дополнены примерами генеалогических таблиц. Источники о потиевских родах, приведенные во второй части, охватывают ХVII—ХХ вв. Приложение «Місцеві народознавчі дослідження» является своеобразным публицистическим портретом Потиевки ХХ — начала ХХI вв., воспроизведенным на основе сотен фотографий (в частности, полноцветных), воспоминаний, краеведческих исследований. Структура села в контексте поречья Насташки и ее притоков подчеркнута на картах и картосхеме в пространственном и часовом измерениях. Издание адресовано патриотам Украины, исследователям родословной украинского народа, библиотекарям, учителям, потомкам старинных родов Потиевки.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать