Каждый народ познается по его богам и символам.
Лев Силенко, украинский мыслитель, философ, историк, писатель, номинант на Нобелевскую премию

На перекрестке литературы и журналистики

Новинка эссе от Игоря Померанцева
11 июля, 2019 - 11:30

В издательстве Meridian Czernowitz вышла из печати большая книжка известного русскоязычного писателя и выходца из украинских Черновцов Игоря Померанцева «Вы меня слышите?» Это сборник очень разножанровых вещей — от абсурдных пьес до кратеньких радиоэссе и радионовостей. Собственно, радио их и объединяет: в некоторых из них присутствует тема радиожурналистики, другие были созданы на радио и прозвучали в свое время в эфире, ведь Игорь Померанцев после эмиграции на Запад в конце семидесятых годов двадцатого века много работал на радио ВВС и «Радио Свобода».

Но в целом, скажем, в тематическом фокусе текстов Померанцева, что вошли в книжку «Вы меня слышите?» — культура и искусство в самом широком понимании. То есть это может быть вопрос «археологии изгнания» в эссе, посвященному путешествию в опустевшие кварталы Кипра, которые образовались в результате разделения острова на два государства и последующего «обмена» греческого и турецкого населения (раньше эти народы там жили вперемешку). Или размышления о судьбе и миссии поэта в наши дни и  другие эпохи в разных странах — здесь Померанцев, кажется, достаточно однозначно поддерживает концепцию литературы, поэзии как, прежде всего, эстетической деятельности, а не публицистической или моральной проповеди. Именно такой художественный стиль, за Померанцевым, является аутентичным и настоящим, хотя, конечно, всегда привлекает меньшее общественное внимание, чем заангажированные произведения тех, кто находится на острие общественных проблем.

Другой сверхважный для автора книжки «Вы меня слышите?» вопрос — взаимоотношения образованной, развитой прослойки общества и власти. Не удивительно, что им проникается человек, который успел побывать советским диссидентом и которому пришлось из Советского Союза «эвакуироваться» (при случае отмечу, что сегодня Померанцев четко очерчивает свою «проукраинскую» позицию). Эта тема находит свое воплощение и в пьесе о том, как КГБ постепенно направляет путем компромиссов не очень волевого интеллигента, и, например, в маленьких зарисовках о положении «виновной культуры» в исламских клерикальных диктатурах, и в истории о развитом, неглупом человеке, что работал нацистским дипломатом и даже несколько десятков лет после был убежден, что «просто делал свою работу». Конечно, занимается Игорь Померанцев и более «узкими», сугубо эстетическими вопросами — например, мотивом вина и его употребления в русской поэзии девятнадцатого-двадцатого веков.

Именно эта многоцветность сюжетов и реалий, как по мне, делает достаточно доступной и читабельной книжку «Вы меня слышите?», в действительности при этом непростую, изысканную и с точки зрения стилистики крайне далекую от массовости. Померанцев — вообще виртуоз в плане стилистики, которая особенно подтверждает некоторые его на первый взгляд далекие от чистой литературы репортажи, новости и интервью, — то есть материалы, в которых далеко не каждый автор осилит продемонстрировать тонкое владение формой. Следовательно, книжка, кстати, должна быть интересной не только любителям литературы и «культурной тематики», но и сторонникам радио. Ведь значительная часть этого толстого тома посвящена особенному измерению или даже миру радио (имеется в виду качественное, интеллектуальное радио с беседами, монологами, с разной, а не только модной состоянием на сегодня или на вчера, музыкой), его выдающимся персонажам, его характерным материальным реалиям (например, уже антикварные магнитофонные пленки), его звуковой стихии. Такой перекресток радио и литературы оказался для Игоря Померанцева удачным и плодородным местом.

Олег КОЦАРЕВ. Фото с сайта gr-czernowitz
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

comments powered by HyperComments