Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

От классики до фэнтези

Топ-10 книг уходящего года
28 декабря, 10:21

Традиционно в конце года «День» предлагает нашим читателям обратить внимание на некоторые книги, вышедшие в свет в этом году. А чем этот обзор отличается от предыдущих, так это тем, что мы решили назвать по одной книге в десяти жанрах. Конечно, здесь не стоит забывать и об условности жанровых разделений, и об условности каких-либо «топов». На самом деле интересных и стоящих книг намного больше.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОЗА. ЮРИЙ АНДРУХОВИЧ. «КОХАНЦІ ЮСТИЦІЇ»

Новый роман Юрия Андруховича — фрагментарное и мозаичное произведение, погруженное в историю. Но, надо сказать, в необычную историю, в историю причудливых, невероятных, а нередко и невозможных преступлений, которые происходили, могли произойти или не могли произойти в разных галицких местечках и селах в течение нескольких веков. Здесь есть и давний любимец Андруховича благородный разбойник Самийло Немирич (очень похожий на сегодняшних мелких и крупных олигархов с их «благородными наездами»), и западноукраинский аналог Синей Бороды, и инженер, который выторговал у потусторонних сил вечную молодость для своей жены, но она не «законсервувалась», а стала молодеть, и подпольщик-националист, который провоцирует оккупантов-нацистов на репрессии, чтобы усилить сопротивление «слишком пассивных» украинцев. А завершается все загадочным безголовым трупом уже советских времен. Что объединяет эти истории? Экстравагантность, изысканный стиль, фирменная для этого писателя постмодерная игра, сомнения в возможностях правосудия и справедливого наказания. А также — сквозной образ загадочного странствующего цирка.

ПОЭЗИЯ. ЕКАТЕРИНА КАЛИТКО. «БУНАР»

«Бунар» — большая и масштабная новая книга Екатерины Калитко, известной украинской поэтессы поколения, которое дебютировало в основном в двухтысячных годах. Эпитет «масштабный», очевидно, касается разнообразия этого сборника. Имеется в виду как форма, тематика, так и выбор возможностей трактовки. Калитко хорошо справляется как с метафорами, так и, где нужно, с сюжетами. Не чужда ни простых минорных шуток, ни погружений в многозначительные намеки и символы (именно в этом месте надо напомнить, что слово «бунар» на тюркском и частично на балканских языках значит «колодец»). Среди главных мотивов этой поэтической книги особенно заметна тема войны и — шире — вообще травмы, боли и переживания этих вещей.

ЛИСТОПАДОВИЙ САД. БІЛИЗНА ВИПРАНА.

«Всі простирадла — з обрисами тіл,

і світло — як грудний надсадний

 схлип.

Такі зміїні очі золоті

в безногого солдата.

Вік невизначений.

І медсестра біліша від стіни.

На вітрі рветься з мотузок білизна

в линяле небо. Сад із плащаниць.

Від печі пахне паленою кісткою

і кіт худий женеться за листком.

Тепер так легко й страшно бути

 близько.

Усе крихке, прозоре і зникоме.

Це утікає надувна планета

від хлопчика зі збитими колінками

і тане, напоровшись на прикметник:

яка війна,

яка війна велика.»

ПУБЛИЦИСТИКА. «AVE. ДО 100-ЛІТТЯ ГЕТЬМАНАТУ ПАВЛА СКОРОПАДСЬКОГО»

В условной публицистической «номинации» представляем книгу, о которой вы уже, наверное, имели возможность слышать и читать, но это тот случай, когда напоминание не будет лишним. Редакция «Дня» подготовила в этом году к печати сборник статей, посвященных последнему украинскому гетману Павлу Скоропадскому, его политическим взглядам и движению, системе государственного устройства, которое он пытался создать в 1918 году. Почему именно Скоропадский? Во-первых, в 2018-ом исполнилось ровно сто лет и со времени возникновения Гетманата, и с его падения. Во-вторых, не очень длительный, однако выразительный период правления Скоропадского остается у нас откровенно малоизвестным. То же самое можно сказать о личности гетмана. Широко распространен разве что очень небольшой набор самых главных фактов и стереотипов. В книге «Ave» читатели встретят фактаж и размышления публицистов на разные темы, связанные с Гетманатом: от, условно говоря, военной доктрины тех лет до целой волны открытия новых учебных заведений.

ЭССЕИСТИКА. ВАНО КРЮГЕР. «КОЛИ Я ЧУЮ СЛОВО «КУЛЬТУРА»

До сих пор Вано Крюгер для украинских читателей, интересующихся современной литературой, был прежде всего поэтом. Книга «Коли я чую слово «культура» является его эссеистическим дебютом (хотя вне границ книги некоторые из этих эссе уже публиковались). Дебют вышел достаточно ярким и вызвал очень противоречивые, даже противоположные отзывы, что можно считать успехом для книги. Вано Крюгер обдумывает разнообразные детали и подробности из истории мировой культуры. Скажем, соотношение исторических фигур де Сада и Мазоха с приписываемыми им направлениями мысли и сексуальными практиками. Или отличия нацистской (по Крюгеру более «романтичной» своей сущностью) и большевистской (более рациональной, «просветительской») диктатур. Автор откровенно не одобряет те формы, в которых в сегодняшней Украине проходит декоммунизация, выражает немало других дискуссионных мнений и предложений. «Коли я чую слово «культура» — книга, которая заставляет думать, искать, анализировать.

НАУЧНО-ПОПУЛЯРНАЯ ЛИТЕРАТУРА. СЕРГЕЙ ЛИТВИН. «СИМОН ПЕТЛЮРА У БОРОТЬБІ ЗА САМОСТІЙНУ УКРАЇНУ»

Историк Сергей Литвин опубликовал большое биографическое исследование, посвященное еще одному ключевому деятелю Освободительной борьбы — Главному атаману Украинской Народной Республики Симону Петлюре.  Жизнеописание Петлюры в этой книге становится своеобразным фоном для показа противоречий и нюансов эпохи, в которой он вел свою борьбу. Начав с рассказа о семье Петлюры и месте его рождения (даже с адресом), Литвин проводит читателей через разные этапы деятельности своего героя: от работы по украинизации армии бывшей Российской Империи и создания армии уже независимой УНР, через драматические коллизии восстания Директории и смелой, но обреченной войны сразу против нескольких более сильных врагов, и до активности в эмиграции и гибели. Наверное, главная «изюминка» издания — очень обильное цитирование периодики, воспоминаний, писем, нормативных актов и других документов 1900—1920-х годов. Другой интересный сюжет исследования — развенчание Сергеем Литвином некоторых стереотипов, связанных с Симоном Петлюрой. Например, стереотип об антисемитизме Главного атамана, о его персональной ответственности за «атаманство», о «продаже Галичины полякам» и т.п.

ЛИТЕРАТУРНАЯ КЛАССИКА. НИКОЛАЙ ХВЫЛЕВЫЙ. СОБРАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ПЯТИ ТОМАХ

Амбициозный проект нового пятитомника произведений Николая Хвылевого — некий отклик на известный пятитомник, который в свое время вышел в свет в эмиграции и давно уже стал редкой книгой. Упорядочить издание взялся литературовед и поэт Ростислав Мельникив. В 2018 году уже вышли два тома. В первый вошла поэзия Хвылевого. Сегодня мы знаем Хвылевого как публициста, прозаика, харизматичного лидера «Расстрелянного возрождения», но начинал он именно как поэт. Во втором томе собрана ранняя проза,  наиболее оригинальные, экспериментальные произведения писателя, которые объемно отобразили противоречивую и причудливую эпоху первых послереволюционных лет.

МЕМУАРНО-ЭПИСТОЛЯРНОЕ НАСЛЕДИЕ. ЛЕСЯ УКРАИНКА. ПИСЬМА 1903—1913

В 2018 году вышел в свет завершающий, третий том полного собрания переписки Леси Украинки, упорядоченного исследователем Валентиной Прокопий  (Савчук). Этот том охватил последнее десятилетие жизни писательницы. В письмах того времени драматично переплелись темы зрелого творчества и угасания здоровья. А еще — бытовые мелочи, сердечная дружба, политика, идеология. И, конечно, противоречия литературного и культурного процесса. Здесь и острая дискуссия с Сергеем Ефремовым, который нападал на эстетику раннего модернизма, «декаданса», и проблематика «материальной базы» писателей и критиков, и межгрупповые взаимоотношения, и многое другое. Трехтомник эпистолярного наследия Леси Украинки — безусловно, хрестоматийное издание для всех, кто интересуется историей украинской литературы.

ПЕРЕВОД. ЯЦЕК ДЕНЕЛЬ. «КРИВОКЛЯТ»

Продолжается «триумфальное шествие» по Украине одного из наиболее интересных современных польских прозаиков — Яцека Денеля. Очередной его роман вышел в свет в переводе Андрея Бондаря. Денель относится к очень игривым, ироничным, формально изысканным и в то же время глубоким авторам. Что и подтверждает «Кривоклят» — одновременно веселый и жуткий роман. В его центре — фигура маньяка-вандала, который  уродует общепризнанные шедевры живописи в мировых музеях. Что руководит таким человеком? Как от него защититься? Эти очень простые вопросы оказываются лишь претекстом для вопросов более сложных: о сущности культуры и искусства, о вечном противоборстве общества с индивидом, о непостижимых тайнах человеческого нутра.

ФЭНТЕЗИ. СВЕТЛАНА ТАРАТОРИНА. «ЛАЗАРУС»

Роман «Лазарус» — пример того, как на почве истории Украины, а в частности истории Киева, можно развернуть абсолютно альтернативный, фантастический рассказ. Киев Тараториной более чем столетней давности, накануне Первой мировой, — это город, в котором рядом живут люди и всевозможная «нечисть», от водяных до упырей. Между такими разными существами, ясное дело, не все в порядке. В империи господствуют люди, но «нечисть» постепенно начинает бороться за свои права и, похоже, готовится восстать. Особенно это касается Киева и целой страны с красноречивым названием «Межа»... Как можно понять из уже сказанного, в «Лазарусе» характерные сугубо для жанра фэнтези сюжетные повороты имеют свои «отражения»-прототипы в реальной истории. Например, вы легко узнаете резонансное убийство премьер-министра империи, ну и экстремистская деятельность членов человеческой монархической организации «Двуглавый орел» вам точно что-то напомнит.

ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. САШКО ДЕРМАНСКИЙ. «МЕРІ»

Новинка от известного украинского детского писателя Сашка Дерманского. Это необычные приключения обычной украинской семьи с также обычной фамилией Ковальчук. Сашко Дерманский построил свою книгу так, что на фоне типичных, можно сказать социальных реалий разворачиваются сказочные события. В них активно задействованы дети, животные, а также — снова разного рода потусторонние существа. И героям, конечно же, придется пройти немало испытаний, прежде всего испытание дружбы и преданности. Все, кто читал книгу «Мері», отмечают интересную и богатую лексику Сашка Дерманского. Он уверенно работает как с подростковым сленгом, так и с колоритными старинными словцами, не забывая также придумывать что-то совсем свое.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать