Редчайшее мужество - это мужество мысли
Анатоль Франс - французский прозаик, литературный критик

«Надо иметь не только талант, но и много отваги»

Исполнилось 150 лет со дня рождения мастера исторического жанра Мыколы Ивасюка
21 мая, 2015 - 16:23
«ВЪЕЗД БОГДАНА ХМЕЛЬНИЦКОГО В КИЕВ», 1912 г.

Будущий художник родился и вырос в Заставне. Образование получил в Черновцах, где 1877—1884 гг. учился в местной православной высшей реальной школе, в которой рисование преподавал выдающийся буковинский художник, признанный мастер портрета Юстин Пигуляк. Именно он воспитал у  Мыколы Ивасюка любовь к историческому жанру живописи, которая станет впоследствии лейтмотивом его творчества. Учитель помог способному юноше поступить в  Венскую академию изобразительного искусства. А уже в 1890—1896 годах М. Ивасюк учился в Баварской академии изобразительных искусств (Мюнхен).

Впервые живописец выставил свои работы в 1892 г. на выставке общества приверженцев искусства в Львове, а в следующем году с успехом — полотно «Хмельницкий под Зборовом». После этой картины Ивасюк полностью посвятил себя историческому жанру. В Мюнхене художник начал основную работу своей жизни — работу над монументальной картиной «Въезд Богдана Хмельницкого в Киев». Работе над ней Ивасюк отдал много творческих сил и энергии. «Это моя важнейшая цель, которую я себе поставил», — писал он Осипу Маковею. Над ней художник работал на протяжении двадцати лет (1892—1912).

По свидетельствам современников, перед Первой мировой войной в Западной Украине цветная репродукция картины «Въезд Богдана Хмельницкого в Киев» была почти в каждом украинском доме!

На первой персональной выставке  в Черновцах художник выставил полотна «Въезд Богдана Хмельницкого в Киев», «Богун под Берестечком», «Битва под Хотином», жанровые картины «Отдых», «Жатва», «Буковинец», «Мать», «Без хлеба», «Бедная сельская хата» и много других. Его самый первый биограф и духовный наставник, критик и публицист Осип Маковей писал: «У нас, действительно, надо иметь не только талант, но и много отваги, чтобы пойти дорогой, которую выбрал себе Мыкола Ивасюк».

М. Ивасюк работал как портретист, а также баталист, проводил художественные занятия — преподавал для взрослых курсы рисования и чертежа в помещении промышленного музея. В 1898 г. М. Ивасюк вместе с Ю. Пигуляком основал первую на Буковине рисовальную школу для «талантливой, но бедной молодежи».

Во время Первой мировой войны Мыкола Ивасюк был интернирован в Россию. 1919-м художник вернулся на родину и жил преимущественно во Львове, в этом же году правительство Директории УНР поручило ему создание оригиналов для почтовых марок УНР. Известно, что по его рисункам было выпущено шесть марок таких номиналов: 2 гривни (фиалковая, украинка с желто-голубым флагом), 3 гривни (оранжевая, украинская хата), 30 гривен (ярко-коричневая, Полуботок в тюрьме), 50 гривен (оливковая, казак-бандурист), 80 гривен (светло-синяя, запорожские байдаки в море), 200 гривен (серая в красной рамке, ветряная мельница). Марки были напечатаны в Вене...

«ПОЦЕЛУЙ», 1910 г.

В 1925 году по инициативе Наркомата образования при содействии Ю.  Коцюбинского, художник переезжает в Киев и принимает гражданство СССР. Сначала работает на кафедре искусствоведения Всеукраинской академии наук, а в 1927 году переходит на работу в бюро прессы Всеукраинского фото киноуправления (ВУФКУ). В этот период М. Ивасюк создал ряд рисунков для журнала «Кино», а также художественные плакаты для фильмов. Четыре таких плаката с подписями Ивасюка сохраняются в Центральной научной библиотеке НАН Украины. Там еще сохранился написанный масляными красками портрет Николая Скрыпника, датированный роковым 1933 годом. А что произошло с довольно большим творческим наследием Ивасюка — неизвестно, особенно с работами, которые отражали фрагменты боев Сечевых стрелков. С 1928 до начала в 1930 г. Ивасюк работал художником постановочного цеха на Киевской кинофабрике, потом как научный работник подотдела графики картографического отдела Всеукраинского строительного института.

В 1937-м М. Ивасюка арестовали органы НКВД. До недавнего времени дата смерти художника оставалась загадкой. И только недавно стало известно, что выдающегося мастера исторического жанра расстреляли в большевистском застенке в Киеве и закопали в Быковне 25 ноября 1937 года... Посмертно в 1980 г. художник был реабилитирован «из-за отсутствия состава преступления».

В творческом наследии более 500 художественных шедевров. Среди них, «Въезд Богдана Хмельницкого в Киев», «Богдан Хмельницкий под Зборовом», «Битва под Хотином», «Богдан Хмельницкий и крымский хан под Каменец-Подольском», «Иван Богун в бое под Берестечком», а также жанровые картины, портреты деятелей украинской культуры. Часть работ  художника сохраняется в Черновцах. Его картины есть и в фондах, и представлены в экспозициях Художественного и Краеведческого музеев. Его иконостасы можно увидеть в Заставне, Кицмане и в некоторых селах на Буковине. В целом в Украине есть не больше 15 картин Ивасюка, а большинство полотен находятся в частных коллекциях и музеях Польши, Германии, Австрии, Румынии и Канады. Судьба большинства работ художника до сих пор неизвестна. Во время войн и распада империй работы М. Ивасюка вывезли за границу.

Буковинцы гордятся своим талантливым земляком, который  своим творчеством сделал большой вклад  в сокровищницу истории. Благодарные заставничане на доме, где жила семья Ивасюков, установили мемориальную доску. А в м. Заставна в честь знаменитого земляка названа детская художественная школа, и каждый год в апреле работникам культуры вручается районная премия имени Мыколы Ивасюка.

Мария ВИШНЕВСКАЯ, Черновцы. Фото из сайта svitppt.com.ua
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

comments powered by HyperComments