Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Портрет исчезающей Украины

Во Львове экспонируют произведения Владимира Патыка
10 марта, 20:54

Выставка в галерее «Зелена канапа» (ул. Армянская, 7) посвящена 85-летию со дня рождения художника. Напомним, что Владимир Патык — народный художник Украины, лауреат Шевченковской премии, почетный гражданин Львова. Творчество Владимира Иосифовича уже в течение почти 60 лет является визитной карточкой галицкой художественной школы, а впервые свои картины Патык представил публике в 1954-м.

Он с малых лет мечтал быть художником. В крестьянской семье Патыка, где было четверо детей, рисовали все. Но ни у кого, кроме Владимира Иосифовича, художественная карьера не сложилась. Мама пыталась отучить мальчика от такого увлечения, но он был упрям: «Буду художником!». Одно из первых «монументальных» произведений — пейзажи на побеленных стенах родительского дома на Пасху. И нарисовал он их... свеклой («потому что очень в том году была сочная свекла...»), пока мама ходила святить пасху. А затем понял, что сделал нехорошо, и убежал из дома, потому что был бы бит. Но на Пасху прощаются все грехи.

В 14-летнему возрасте, в 1941-м, за две недели до войны, поехал из родного села Черный Остров во Львов — поступать в художественно-промышленную школу (теперь — Колледж декоративно-прикладного искусства им. Ивана Труша). С собой взял рисунок с изображением родительского двора (эта работа каким-то чудом, как говорят в семье, сохранилась до сих пор). Учителями будущего Шевченковского лауреата были Николай Федюк, Иосиф Бокшай, Роман Сельский, Михаил Осинчук, Витольд Манастырский.

По окончании Львовского института прикладного и декоративного искусства (1953 год) Патык постоянно в путешествиях — не пропускает ни одной возможности посетить Полтавщину, Юг Украины, Карпаты. А еще в его творческих маршрутах — Кольский полуостров, Прибалтика, Урал, озеро Байкал, Средняя Азия, Кавказ. И отовсюду привозит материал, который воплощает в картины. Впоследствии добавились поездки в Европу — Польша, Венгрия, Германия, Франция. Но особенно Патыка интересуют «места Ван Гога», Париж и знакомство с полотнами выдающихся Сезанна, Ренуара, Дюфи.

«У Владимира Патыка есть очень хорошее ощущение европейскости в организации картин, — рассказал «Дню» искусствовед Роман ЯЦИВ. — Он очень хорошо образован в профессиональном смысле, прекрасно знает опыт импрессионистов, сезаннистов, постимпрессионистов, и экспрессионисты для него не чужды. Впрочем, он не поддается никаким влияниям — всегда самодостаточен и оригинальный. Картины Патыка — это его сердцебиение».

Экспозиция в «Зеленій канапі» имеет название «Було колись, на Україні» и представляет некоторые рисунки и пастели из натуры, что их Владимир Иосифович создал на протяжении сорока лет (с 1959-го) и главная цель которых — зафиксировать образ Украины, которая уходит.

Ближайшее окружение художника всегда говорит, что жить для Патыка — значит рисовать, а рисовать — значит жить. А сам художник все свои выступления, как правило, начинает со слов «Я — счастливый человек». «Возможно, потому, что у него очень мало потребностей в жизни, — объясняет жена художника. — Всегда учил детей: смотрите на жизнь по-философски — как я. К своим званиям безразличен».

К сожалению, на протяжении нескольких последних лет Владимир Иосифович болеет. «Когда-то, как я приносила цветы домой, через несколько часов они были на полотне. А теперь цветы вянут — работает медленнее, — сожалеет пани Романа. — Наверное, мой Патычек немного устал...». Впрочем, пани Романа не сожалеет, что Владимир Иосифович теперь мало говорит: «Он всегда мало говорил — он умел говорить кистью».

Рассказывает, что Владимир — третий ребенок в семье, от старших ему достался букварь без первых страниц. А еще подранные сапоги, в которые мама ему запихивала солому, чтобы не попадал снег. В школу шел семь километров. Причем шел на чувство — поскольку в доме не было часов, порой, случалось, на науку приходил в четыре утра.

Интересные воспоминания детства Владимира Патыка о Львове: приехав в город, увидел много домов с куполами и долго удивлялся, почему столько церквей вокруг? Из Львова домой и назад, обычно, вспоминает, ехал на крыше вагона, потому что не имел денег на билет. Да и в то время их, тех денег, даже никогда не держал в руках. Вступил в колледж без проблем. «Потому что тогда не было коррупции», — смеется пани Романа.

А еще, вспоминает жена, его всегда очень интересовал окружающий мир — брал альбом, карандашик и ехал, допустим, автобусом куда-то на целый день рисовать.

Пани Романа рассказывает, что Владимиру Иосифовичу всегда везло на хороших людей всех национальностей, которые очень его любили и благодаря которым он смог увидеть мир и прикоснуться к творчеству великих художников.

Жена вспоминает, что, случалось, ездили и на «семейные пленэры» — всей семьей. Никогда не останавливались в гостиницах — искали красивое место и разбивали палатку. Пани Романа рассказывает об интересном случае в селе Суботов Чигиринского района на Черкащине: «Это было на Спаса, когда святили яблочки. В Суботове, где когда-то было много храмов, вместо церкви мы увидели прямоугольный амбар, а вместо колоколов на турнике висели металлические диски от колес автомобиля. Мы на службу Божью немного опоздали и стали сбоку. А когда служба закончились, местные жители, которые проходили мимо нас, клали около нас яблочко, грушку, сливку — так они делились с нами. Я тогда даже заплакала: церкви нет, вместо колоколов — диски, а традиция осталась! И еще мне запомнился такой случай. Мы когда-то приехали в село Моринцы. Никого в селе нет, не у кого спросить, где тот святой камень (идет речь о камне с могилы отца Шевченко, надпись на котором делал сам Тарас — Т. К.). Наконец увидели старенький «Москвич». Спрашиваю, отсюда ли водитель. Отвечает, что да. Расспрашиваю о камне, а он отвечает, что не знает! Какая же это руина была сделана советской властью, чтобы крестьянин с того села не знал такого!»

Владимир Иосифович любит все свои работы, он всегда говорил, что следующая будет лучше предыдущей. Не делает из картин культ: «Пусть идут мои дети в люди...» При жизни нарисовал около трех тысяч полотен маслом. «А пастели, рисунки... — и не сосчитать».

Выставлялся в России, Канаде, Японии. Много его работ хранится в музеях Канады, Киргизии, Киевском национальном музее, Музее современного изобразительного искусства, Львовской картинной галерее, Львовском национальном музее, в областных музеях Украины. Картины Владимира Иосифовича украшают также частные коллекции Загребельного, Дзюбы, Винграновского, Павлычка, Драча. «Когда-то в мастерской Патыка жизнь бурлила! Кто только у нас в мастерской не был! А теперь и мы постарели, и все вокруг нас постарели, многих уже нет на этом свете. Теперь мы в закрытом пространстве...»

Очень помогает отцу сын Остап — художник и преподаватель живописи на кафедре дизайна Лесотехнического университета. Владимир Иосифович мечтает об издании альбома, потому в настоящий момент сын упорядочивает отцовские сокровища — ведет учет, фотографирует.

На прощание обмениваемся с Владимиром Иосифовичем рукопожатием. Невзирая на длительную болезнь, рука Мастера поразительно сильная. Здоровья вам, пане Патык! Новых картин. И пусть не вянут цветы.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать