Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Камень-ножницы-бумага

(альтернативная версия)
06 января, 13:40

Я уже писал об игре «Камень, ножницы, бумага» и ее метафорической ценности для понимания устройства общества (https://day.kyiv.ua/ru/blog/obshchestvo/kamen-nozhnicy-bumaga). Между тем, недавно проведенные исследования указывают на любопытные исторические коллизии, связанные с ее происхождением.

Напомню, что игра имеет древние корни. В книге «Уцзацзу», написанной китайским историком Се Чжаочже в начале XVII в., отмечено, что уже военачальники эпохи поздней династии Хань (ІІІ ст. н. э.) знали ее.

Менее известен тот факт, что эта забава изобретена буддистскими монахами в горном монастыре Ксянчжи Женг Суо, что означает «Обитель пророческих нитей».

Закат империи Хань в Китае был нелегким временем. В стране бушевала гражданская война. В самом Ксянчжи после нескольких атак отрядов мятежных «желтых повязок» в живых остались только три монаха: Цао Цао, Лю Бэй и Сунь Цюань. На их плечах лежало бремя ведения монастырского хозяйства и оборона обители. Все трое в совершенстве владели как искусством каллиграфии, так и несколькими стилями боевых единоборств, в том числе уникальной техникой боя с двумя мечами Лян Ба Дзян. Поэтому, чтобы равномерно распределить обязанности, а также развлечь себя в тишине гор, друзья придумали игру, которую они назвали Шоушилин, что может быть переведено как «команды рукой».

Кулак в ней означал камень, то есть строительство - хлопоты по укреплению стен обители против незваных гостей. Ладонь означала бумагу, то есть ведение летописи монастыря. Два пальца латинской V означали мечи. Тот, кто проигрывал камню, шел укреплять стену, кто проигрывал бумаге - писал летопись, кто проигрывал мечам - выходил на стражу.

На жизнь монахи зарабатывали гаданием на нитях, за которым к ним приходили местные крестьяне. В особой комнате монастыря были протянуты нити разных цветов. Один из монахов надевал на глаза повязку и выполнял особый танец, во время которого впадал в транс. Первая же нить, которой он касался, давала ответ на вопрос гостя. Красная означала «да», белая - «нет», синяя - «надо подождать».

Когда под стены монастыря подошло войско претендента на престол Цао Пи, трое смельчаков так упорно защищались, что будущий император, одолев стены обители, подарил им жизнь и свободу. В благодарность за это монахи научили гостей игре Шоушилин, и она быстро превратилась в настоящую эпидемию среди офицеров императорской армии. В Средневековье она попала в Японию, где стала известна под названием Дзян-кен, в конце XIX века - в Западную Европу, и, наконец, в прошлом веке разошлась по всему миру.

Время не пощадило обитель Ксянчжи. Однако на ее месте в 1999 году был построен Институт по изучению мозга Шитоу Жиньдао. Работа Шитоу Жиньдао направлена на установление гармонии как внутри человека, так и в его отношениях с внешним миром. Основные направления исследований, составившие славу учреждения - принципы работы нейронной сети и базовые мотивы, на которые опирается человеческий мозг в принятии решений. Фасад Института украшают барельефные портреты легендарных монахов.

Так благодаря простому развлечению  древность и современность, наука и религия объединились в непротиворечивом целом.

Текст создан в рамках проекта Елены Ляшенко «Камень, ножницы, бумага» и одобрен центральным советом ОБЭРИУ.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать