Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Cтоик

(29 сентября – 175 лет со дня рождения Ивана Карпенко-Карого)
29 сентября, 12:52

Настоящая фамилия этой знаменитой украинской семьи - Тобилевичи. Иван берет псевдоним от имени своего отца и фамилии любимого героя пьесы Тараса Шевченко «Назар Стодоля» Гната Карого (кстати, его детей звали Назар и Галя). Его брат Николай сценическим псевдонимом берет девичью фамилию матери - Садовская, а брат Панас - название реки Саксагань.

Должен прибегнуть к определенному калейдоскопу жизни этого человека. Был от природы уравновешенным. Почти стоическим. Иначе достойно не пережил бы дикую муть канцелярской работы в молодости, вперемешку с нищетой. А когда женился на Надежде Тарковской (из знаменитого, с украинскими корнями, рода), то воспитал семерых детей. Дочь Галя тяжело заболела, потом умерла от менингита. Умирает и жена, ласковая и романтичная, неприспособленная к тяжелому труду и вечной борьбе. Вскоре умирает и мать, которая навсегда осталась для братьев и сестры Тобилевичей, так сказать, Великой Матерью.

Иван Тобилевич становится актером. Трупы постоянно меняли состав. Артистам украинского театра было трудно. Вечная странствующая жизнь, частые материальные трудности. Получает в наследство хутор Надежда. Живет между крестьянами, по-настоящему поняв их душу. Заступившись за молодую хористку Софию Дитковскую, над которой смеялись некоторые подвыпившие артисты, вдовец и не подозревал, что в этот момент судьба протягивает ему большой подарок: верную и преданную молодую жену.

Она едет с ним в Новочеркасск, потому что Ивана Тобилевича как полицейского работника арестуют за неблагонадежность. Там их ждало несколько тяжелых лет. Пожары, правительственные преследования. Но вместе с тем именно там Иван Тобилевич начинает писать пьесы, которые на глазах будут становиться фундаментом репертуарной политики украинского театра.

А потом было всякое: увольнение, театр, где Иван Тобилевич был  и драматургом, и актером, постоянная борьба за то, чтобы театр выжил, смерть сестры Марии Тобилевич-Садовской, снова время от времени жизнь на хуторе с его кусочками идиллии, где он пишет свои «Сто тисяч», «Хазяїн», «Сава Чалий»  и т. д.

Его пьесы «Сто тисяч», «Хазяїн» выпекали беспощадным огнем сарказма худшие недостатки украинской ментальности, возможно, скорее приобретенные в безрадостном колониальном выживании: скупость, подлую примитивную хитроватость, провинциально-хуторянский индивидуализм. Терентий Пузырь («Хазяїн») имеет состояние, которое не снилось Герасиму Калитке (из «Сто тисяч»), который только мечтал, захлебываясь собственной слюной: «Їдеш день -чия земля? Калитчина. Їдеш два-чия земля? Калитчина…Диханіє спирає».

Трагедия «Сава Чалий» затрагивала самые болезненные и так называемые «проклятые» вопросы будущего развития украинства и способов для такого развития. Два пути  - Савы Чалого и Гната Голого, столкновение мужества, фанатизма с хитростью, взвешенностью, а то и коварством ради Отечества (не ради личного блага!) заставляют и сегодня задумываться над гордиевыми  узлами украинства.

Драма Ивана Тобилевича «Безталанна» (ее первое название было лучше - «Безталання») высвечивала темноту человеческих душ, их короткие вспышки света и дебри эгоцентричных желаний и грез,  прикрытые этажными словам о любви... Также пьеса имела отчетливый экзистенциальный оттенок, в котором говорилось о быстротечности счастья, особенно в тех случаях, когда люди губят собственную возможность счастья собственными же руками.

Его последние драмы «Суєта» и «Житейське море» вырывались за пределы традиционной украинской драмы не только своими поисками украинской душевного Эльдорадо, откуда можно черпать силы для возрождения нации. Устами главного героя пьесы «Житейське море», актера Ивана Барильченко драматург провозгласит свое кредо, которое никогда не предал: «Сцена – мой кумир. Театр – священный храм для меня!».

В последние годы написаны его лучшие пьесы – словно Иван Тобилевич наконец освободился от какой-то внутренней маски, которая всегда его мучила...

В конце концов работать становилось невозможно. Он пишет письма своим многочисленным сыновьям и дочерям, уже сам становясь Великим Отцом семейства со многими ответвлениями, о своем нездоровье. Смертельная болезнь проявилась только в последней стадии. Вместе с супругой Софией Иван Тобилевич едет в Берлин, но через две недели там умирает (только в день перед смертью ему стало лучше, но это уже была агония), произнеся лишь слово «смерть» и падая на пол...

...В предсмертных грезах к нему приходит его добрая мать, первая покойная жена Надежда, дочь Галя, все дорогие умершие, которые приветствовали его тонкими восковыми руками то ли у реки Саксагань, то ли у Великой Реки, у берегов которой нет ни начала, ни завершения...

От рака желудка Иван Тобилевич (Карпенко-Карый) умирает в Берлине 15 сентября 1907 года. Почти десять дней тело доставляли в Украину, где он наконец был с почестями похоронен. Так много людей плакали на его могиле, так много людей любили его - стоика, навсегда и до конца преданного украинству...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать