Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Где твое жало, смерть?

11 августа, 08:13

В это сложно поверить даже моей невесте, но я расплакался. На театральной постановке. Последний раз нечто подобное случилось со мной далеким октябрьским вечером 1999 года, во время футбольного матча «Украина-Россия». Тот матч был таким важным, что на московский стадион «Лужники» приехали премьеры двух стран - Пустовойтенко и Путин. И вот на 75-й минуте россияне забили нам гол и повели в счете. Большего горя невозможно было и представить. Я мог принять поражение от любой страны, только не от России. На глаза накатились слезы. Мне, маленькому школьнику, вдруг стало невыносимо больно из-за того, что Россия веками убивала и уничтожала Украину, а теперь вот и в футбольном матче выиграет. Какая мировая несправедливость! Ну как тут не обронить скупую мужскую слезу? Поэтому я и плакал, шмыгая носом, до гола Андрея Шевченко, который сравнял счет за сто секунд до конца матча.

С тех пор прошло 18 лет, и вот в минувшую субботу мои глаза снова оказались на мокром месте. Случилось это в Одессе во время юбилейного фестиваля театров «Молоко», который уже в десятый раз организует Одесский культурный центр во главе с Михаилом Журавлем. На закрытие многодневного фестиваля организаторы пригласили спектакль, который получил Гран-при «Молока» пять лет назад. Речь идет о спектакле Киевской академической мастерской театрального искусства «Сузір’я» по произведению французского писателя Эрика-Эммануэля Шмита о больном раком мальчике Оскаре, который пишет письма Богу. Аншлаг в зале подтвердил, что одесская театральная публика эту постановку помнит, любит и ценит.

Сюжет спектакля до невероятности прост: маленький мальчик Оскар умирает от лейкемии, но последние свои дни благодаря Розовой Даме из больницы проживает насыщенно, переосмысливая свое отношение к родителям, к тайне жизни, к Богу, ко времени и, в конце концов, смерти. За день проживает десятилетия. Спешит открывать для себя мир любви, учится прощать и прощаться. Мальчик поражает нас мудростью, одновременно оставаясь маленьким и наивным ребенком. Все это — настолько «скользкие» для автора темы, что на каждом шагу есть опасность сорваться в примитивность сентиментализма и выдавливание слез; уже само внимание к розовому цвету — этому синониму масскультовой попсовости — тщеславные снобы могли бы подвергнуть это произведение анафеме. Но Эрику-Эммануэлю Шмиту удалось, как канатоходцу, виртуозно пройти все мелкие места, избежать банальностей и простыми, детскими словами и образами говорить о сложных, глубоких, вечных проблемах.

Как удалось это и режиссеру спектакля «Оскар — Богу» народному артисту Алексею Кужельному. Пожалуй, лучшим комплиментом для режиссера является ситуация, когда его работа вообще незаметна — настолько естественно и непринужденно все выглядит на сцене. Когда зритель вообще забывает, что перед ним — сцена, ведь он и правда словно находится за большим окном больничной палаты, где Оскара медленно убивает болезнь. Аскетизм декораций, мастерство актеров, уместность музыкального сопровождения, отточенность и непринужденность диалогов — все в этом спектакле на своем месте, гармонично соединено, творит единую целостность, которая и держит зрителя в напряжении. Этот спектакль получил Гран-при «Молока» пять лет назад, но в минувшую субботу реакция публики в зале была такой, что сомнений не осталось — перед нами спектакль, который будет собирать награды и восторженные отзывы зрителей еще много лет. Потому что настоящее — не стареет и не обесценивается.

Без пафоса и надрыва, простой и глубокий, этот спектакль учит нас не отчаиваться, даже если битва проиграна. Ведь лучшее в «Оскаре» — отсутствие хеппи-энда. Ни одна фея никого не спасла. Но научила, как последние свои дни прожить в радости и благодарности за само чудо жизни. Выигрывать, терпя поражение. Браво!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать