Как несвоевременны решения власть имущих. Когда они за что-нибудь, наконец, после долгих сомнений решаются взяться, жизнь уже ушла вперед, и они снова остаются перед разбитым корытом.
Павел Скоропадский, украинский государственный, политический и общественный деятель, последний гетман Украины

Ода стеклу!

20 сентября, 2019 - 16:27

XI Международный симпозиум художественного стекла, который раз в три года традиционно открывается во Львове в первой декаде октября, в этом году неожиданно, но удачно расширил свою географию. На этот раз он начался в Киеве с открытия интереснейших предсимпозиумных выставок в залах Национального музея украинского народного декоративного искусства Украины. Это «Мировое художественное стекло в Украине» и «Балтийское стекло», которые представляют произведения ведущих мастеров в этой художественной области из Литвы и Эстонии вместе с персоналией художницы из Латвии Анды Мункевицы. Кураторами этого «каскада» впечатляющих выставок художественного и хрустального стекла являются директор Музея стекла во Львове, заведующий кафедрой художественного стекла Львовской национальной академии искусств Михаил Бокотей и директор Национального музея украинского народного декоративного искусства Украины Людмила Строкова, чьи коллективы в плодотворном сотрудничестве и осуществили этот масштабный проект при весомой поддержке Украинского культурного фонда.

Так у поклонников качественного современного искусства есть уникальная возможность познакомиться с раритетной коллекцией Музея стекла во Львове, с работами киевских художников-стекольщиков, которые хранятся в фондах Национального музея украинского народного декоративного искусства Украины, и с шедеврами нового балтийского стекла. Все это работы с оригинальным образным и пластическим мышлением, гармонично сочетающимся с техническим совершенством, известных иностранных и украинских художников - неоднократных участников львовских симпозиумов (1989-2016 гг.).

Три выставки, которые настолько органично сочетаются между собой, что воспринимаются сплошной большой экспозицией, представляются весьма яркими в разнообразии новаторских находок художников-стекольщиков, которые превратили студийное стекло в территорию свободного творческого поиска. Экспонаты импонируют своими оригинальными теориями предметов, которые развивают концепцию посудных форм (Стивен Пауэлл «Венецианский цветок», 1995. США; Жан-Пьер Шевалье «Ваза», 2010. Франция; Майкл Роджерс «Композиция», 2007. США; Марк Эстранд «Морской цветок», 2013. США), восхищают смелыми идеями и их ярким воплощением в разновидностях декоративной стеклопластики (Ремигиюс Крюкас «Под ветром», 2018, Литва; Иво Лиль «На волнах жизни», 2012-2018, Эстония), удивляют многочисленными средствами выразительности как в ассоциативно-изобразительных композициях (Пере Игнасио «Римские портреты», 2004 г., Испания; Станислав Кадочников «Пробуждение», 2015, Украина), так и в абстрактных плоскостных и объемно-пространственных формах (Андрей Бокотей «Левада», 2013, Украина; Кадуши Накада «Объекты», 2007, Япония; Джей Сильтавуо «Крат и Зел», 2016, Финляндия; Патрик Илло «Объекты», 2013, Словакия; Индре Стульгайте «Одна из планет маленького принца», 2018, Литва) и др.

Очень метко, на мой взгляд, выставочная экспозиция Национального музея украинского народного декоративного искусства Украины, которая построена на галереях второго этажа, начинается для зрителей на первом этаже с персоналии латвийка Анды Мункевицы. Она поражает своими экспрессивными предельно условными декоративными скульптурами на тему «Черные кони», которые воспринимаются своеобразными выразительными символами именно искусства стекла. Они как бы напоминают, что стекло, которое испытывают огнем, ведет себя как горячий конь, который пытается сбросить с седла своего всадника, а мастер гуты в считанные минуты должен обуздать этого дикого мустанга. В этой борьбе и рождается художественное стекло.

Базовая выставка этого арт-проекта «Мировое стекло в Украине» непосредственно связана с историей международных симпозиумов художественного стекла, которые проводятся во Львове уже 30 лет, не прерывая своей деятельности в отличие от других центров стекла, в частности Новый Бор в Чехии, Вильнюс в Литве, Гусь-Хрустальный в России, Бардудварнок в Венгрии. Поэтому именно Львов прославился как выдающийся восточноевропейский центр нового экспериментального гутничества, в чем усматривается, надо отдать должное, большая заслуга инициатора, основателя и постоянного председателя оргкомитета этого славного львовского симпозиума (с 1989 года) народного художника Украины, непревзойденного маэстро художественного стекла Андрея Андреевича Бокотея.

Известные в мире мастера-гутники, опытные преподаватели и начинающие студенты художественных вузов, ученые академических и музейных учреждений раз в три года стремятся быть непременными участниками этого львовского форума стекла - по сути, древнейшего в Восточной Европе, который на рубеже ХХ-ХХI вв. считается на ее территории наиболее престижным.

Отметим, что участники каждого из симпозиумов в течение 30 лет оставляют в дар Львову свои произведения, которые традиционно экспонируются на постсимпозиумных выставках в Национальном музее во Львове им. А. Шептицкого. Это дало основания А. Бокотею в начале 2000-х гг. поднять перед городской властью важный вопрос о необходимости создания специального, единственного во всей стране Музея современного художественного стекла. И такой музей был открыт в 2006 г. (к 750-летию г. Львова) в помещении Исторического музея во Львове - в подвале старинного дворца Бандинелли на площади Рынок, который в последние годы успешно возглавляет Михаил Бокотей.

Можно констатировать, что данный совместный киевский и львовский арт-проект не только представляет мировое стекло в Украине, но и утверждает, что украинское гутничество, развиваясь на рубеже ХХ-ХХI вв. в контексте авторского студийного стекла, находится на взлете и заслуженно получает мировое признание.

Зоя ЧЕГУСОВА, заслуженный деятель искусств Украины

Новини партнерів


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ