Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Российская наука почти не видна

06 мая, 10:24

Что сейчас происходит с наукой в России? И происходит ли вообще что-нибудь? Вопрос, как говорится, интересный…

Прежде всего, российская наука переживает кризис, свойственный всей мировой науке. Он связан, прежде всего, с информационной революцией второй половины XX века, особенно ускорившейся в 1980-е годы, с проникновением компьютеров и иных информационных технологий в повседневную жизнь. Теперь всю сумму информации по исследуемой проблеме не в состоянии освоить ни индивидуальный ученый, ни целый научный коллектив. И это обстоятельство широко открывает двери в науку чиновничеству, особенно в условиях российского жесткого авторитарного режима, и приводит к ее ускоренной и усиленной бюрократизации.

В советское время локомотивом науки был военно-промышленный комплекс. При этом советские ученые изобретали не более 1-2% имеющихся в мире новейших технологий, в основном военного или двойного назначения. После краха СССР ВПК весьма основательно деградировал и вряд ли способен возродиться. Но в советское время именно ВПК был главным локомотивом научно-технического прогресса. Для военных целей изобретались или похищались у потенциальных противников новейшие технологии и изобретения. А когда на короткое время после распада Советского Союза потенциального противника не стало, фундаментальная наука утратила мотивацию к развитию и потеряла позиции даже в тех относительно немногих областях, где в советское время она действительно была на мировом уровне.

Когда в 2000-е годы Америка возродилась в качестве главного потенциального противника, и ВПК попытались поднять с колен, оказалось, что технологически он деградировал практически необратимо. Поэтому все попытки возродить фундаментальную науку в России свелись к банальной имитации бурной деятельности и к столь же банальному распилу казенных денег. А вся научная молодежь в России, обладающая настоящими способностями, давно уже либо ушла в бизнес, либо отправилась в поисках научной карьеры на Запад.

Думаю, что даже на не слишком высоком позднесоветском уровне фундаментальные естественнонаучные исследования в России уже не возродить. И нынешний кризис Российской академии наук, и намерение правительства фактически ее ликвидировать связан именно с этим обстоятельством. Власть уже не слишком верит в российскую науку и больше полагается на использование советского задела и способности разведки добыть требуемые стратегические технологии за рубежом. Потому и престиж российских академиков в собственной стране сейчас – ниже плинтуса. Тем более, что хорошо известно: в РАН много людей, к науке никакого отношения не имеющих, а получивших свои звания либо за высокие должности, либо, если речь идет о крупных бизнесменах, просто купившие себе звание академика. Как представляется, Путин предпочтет вкладывать в спецслужбы, а не в науку, в надежде, что все, что требуется, в том числе в научной сфере, они достанут.

С гуманитарными науками ситуация в России еще хуже, чем с естественными. Практически они превратились в придаток государственной пропаганды, и поиск научной истины здесь государство если и волнует, то скорее в отрицательном смысле. Оно активно борется с той исторической истиной, которая его не устраивает и мешает проводить нынешнюю экспансионистскую политику. Практически историческая наука, равно как и социология и философия, находятся в положении, не слишком сильно отличающемся от того, в каком эти науки пребывали в советское время. А на филологию и искусствоведение очень сильно давит эстетическая цензура, с подачи Русской православной церкви становящаяся все более и более всеобъемлющей. В результате гуманитарные науки в России предельно атомизировались, и научные сообщества распались на множество мелких групп, практически не общающихся друг с другом, даже если занимаются одними и теми же или сходными темами.

Если же взять российскую систему высшего образования, которая, в том числе, должна поставлять научные кадры, то она теперь настолько забюрократизирована, что качество образования упало до последнего предела. Преподаватели больше заняты подготовкой разных форм отчетности, а также публикацией статей в зарубежных журналах (это от них требуют в приказном порядке, и от этих публикаций прямо зависит их зарплата), чем собственно процессом преподавания. В результате уровень подготовки студентов падает, а возможность пополнения науки молодыми кадрами стремится к нулю. Не говоря уже о том, что наиболее перспективные студенты предпочитают идти в бизнес или на госслужбу.

Подобный кризис науки, особенно гуманитарной, - явление не только российское, но и всемирное. В эпоху постмодерна все яснее становится, что научное знание – это не панацея от всех бед цивилизации. Относительность научного знания теперь проявляется еще отчетливее, чем прежде, и многие постулаты даже естественных наук, прежде казавшиеся незыблемыми, ныне все больше подвергаются сомнению. Фундаментальную науку в мире все меньше финансируют, делая упор на прикладные исследования. А их чаще всего финансируют крупные корпорации.

Вероятно, в какой-то момент развитие мировой экономики зайдет в тупик, когда отсутствие прогресса в фундаментальных естественнонаучных исследованиях будет сдерживать прогресс технологий, а вместе с ним – подъем уровня жизни населения развитых стран. И тогда государства снова вынуждены будут обратиться к фундаментальной науке. Однако сколько для этого потребуется времени, никто не знает.

В России же положение усугубляется тем, что все крупные корпорации оказываются тесно связанными с государством. Поэтому рассчитывать на независимые источники финансирования науки не приходится. Российскому же государству наука в данный момент не нужна, а в гуманитарной сфере даже вредна, поскольку мешает оболванивать население.

Единственная сфера, которая здесь интересует Кремль, это развитие политтехнологий, так как они помогают держать страну под контролем и влиять на другие страны. Что же касается естественнонаучных фундаментальных исследований, российская власть не возражала бы против их развития, как из соображений международного престижа, так и вследствие возможности развития в будущем новых технологий. Однако значительные дополнительные средства вкладывать ни в науку, ни в образование (за исключением средств на «патриотическое воспитание») в Кремле не хотят. Денег в казне и так не хватает. Одни Крым, Донбасс и Сирия сколько стоят! Так что перспектив развития российской науки, сегодня занимающей маргинальное положение в мире, в ближайшее время я не вижу. Чудес не бывает!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать