Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Действует ли в Крыму Бог, который был с нами на Майдане?

ФОТО РЕЙТЕР

Судьба не судила нам порадоваться освобождению от режима Януковича и сплясать на киевском Майдане энтузиастический танец освобождения. Майдан превратился в место поминания Небесной сотни, а души наши — в место тревоги и страха за будущее.

Однако страх никогда не просветлял человеческое сердце и не наполнял его высоким духом. Величественная жертвенность Майдана уступила место взаимным упрекам за Крым, а то и мелочным сведением счетов. Вместо высоких порывов духа — жесткие претензии к другим и обвинения их в измене. Вместо веры в победу — риторика «разборок полетов», что предшествует поражению.

На протяжении трех повстанческих месяцев мы выразительно чувствовали присутствие на Майдане великого Бога. Он, говоря словами Марьяны Савки, «тримав на долоні Своїй запалене місто-свічу, серед снігу і диму», Он «простирав Свої руки, якщо нам судилося впасти...». Это Он явил чудо изгнания диктатора, когда нам уже, казалось, не хватило сил.

Есть ли Бог теперь в Крыму? Немало из нас скажет: «Нет, Он нас покинул». Мы перестали Его чувствовать, потому что перестали Его понимать. Почему Он допустил, чтобы зло оскаливалось и безумствовало? Все примеры поразительных успехов ненасилия, которые имели место в мире в прошлом, у нас легко выветриваются из памяти: немногие живут сегодня духовными победами Махатмы Ганди, Мартина Лютера Кинга или Нельсона Манделы. Поэтому снова и снова в души человеческие закрадывается тревожная мысль: в чем же тогда заключается обещанная Христом сила слабости, если эта слабость выглядит теперь такой унизительной и безнадежной?

Временную потерю Крыма мы анализируем исключительно своей земной логикой. Стесняясь, что не применяли оружия и искали виновных в украинском национальном «позоре». И не видим, что на наших глазах развернулась драма истории, которая закодирована в  духовной памяти украинцев.

Вспомним: какой духовный подвиг был вознесен Церковью древнего Киева в начале ХІ века в ранг наибольшей святости? Подвигом Бориса и Глеба является неприменение ими силы против своего убийцы — брата Святополка. Без года 1000 лет прошло с тех пор, и все это время Церковь закрепляла в сознании людей отказ от насилия как самый большой духовный подвиг.

Украинские воины не подняли оружие против россиян не только потому, что не было такой команды или же мудрее было не поддаться на провокации. По свидетельствам солдат можно почувствовать, что сработало также незримое и немногими осознаваемое табу.

С течением времени украинцы растеряли свои древнекиевские благородные грамоты и превратились в обедневших родственников великорусского господина. Но, как оказалось, в их памяти закодировано то, что и определяет их прямое наследование  древнерусской духовности: борисоглебское страстотерпство.

И наоборот: Патриарх Московский может сколько угодно пропагандистски опираться на духовное наследие Киевской Руси, однако, поддержав «Святополка окаянного» в его нынешнем путинском подобии, он лишает себя права на борисоглебское наследование. Следовательно, его концепция «Русского мира» становится лишь церковным эрзацем имперской идеи.

Отныне каждый раз, как он будет произносить святые имена Бориса и Глеба, душу его будет жечь ощущение нераскаявшегося греха. Потому что он в действительности только церковный представитель коллективного «Святополка», которого опять ожидает судьба, как сказано в летописи, исчезнуть «между Ляхи и Чехи», которые являются символом окаянного небытия.

Никто из нас не знает, как будут разворачиваться события дальше. И украинский народ нельзя лишить права защищать себя и свои дома. Однако, оглядываясь назад, не будем мучать себя упреками за «головотяпство» наших военачальников — даже если с практической точки зрения эти упреки и будут оправданными.

Жертва Небесной Сотни была нужна, чтобы перед всем миром показать зло бандитского режима Януковича. Военное отступление Украины из Крыма нужно было, чтобы перед всем миром подчеркнуть зло кагебистского режима Путина. Благодаря этим двум подчеркиваниям Украина одержала моральную победу, которую не заглушат ни «победные» фанфары в Кремле, ни российский «успешный» блиц-криг в Крыму. Не заглушат они и моральное поражение Путина и его приспешников, которое отныне будет жечь их, несмотря на гонор их и хвастовство.

Бог в Крыму присутствует: Он действует. Это Он — один для всех нас — наполнил духом мира сердца верных Украине крымских татар, чтобы они открыли двери своих мечетей для молитвы гонимых украинских христиан. Это Он превращает ошибки наши — например, колебания по предоставлению крымскотатарскому народу национальной автономии — в наши общие драгоценные шансы сделать это, надеюсь, в скором будущем. И мы не смеем эти шансы загубить.

Что же, тревога вступила сегодня в дома всех: и украинцев, и крымских татар и других национальных меньшинств полуострова, а также этнических русских, которые ужаснулись манере, в которой их «защищают». Но не должно у нас быть чувства стыда. Так как «пусть осрамятся и застесняются все те вместе, которые радуются нашей беде; пусть покроются стыдом те, которые надменно несутся против нас» (пор. Пс. 35:26).

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать