Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Дорога над Дунаем

Самая живописная в мире дорога находится над Дунаем
31 мая, 10:46

Это 150 километров асфальта на сербско-румынской границе, и всегда, когда возвращаюсь домой, какой крюк не пришлось бы сделать, я еду в эти места.

Выехав из Болгарии в Румынию, я взял курс на Дробета-Турну-Северин, город, название которого завораживает каждого филолога своими двумя дефисами. Здесь начинается уникальное каменное ущелье, по которому пробивается на юг Дунай. Оно известно под названием гидроэлектростанции, построенной румынами и сербами, - Железные Ворота.

Волшебство этих мест заключается в том, что здесь сходятся Южные Карпаты и Балканские горы. Твердые каменные породы врезаются друг в друга, и даже всемогущий Дунай должен подстраиваться и находить себе дорогу узкой змейкой между двух скал. В самом широком месте ущелья Дунай разливается на 12 километров, в узком - сжимается до 150 метров и достигает 53 метров в глубину. Широкие места чередуются с узкими, река ведет поединок со скалами, то ускоряясь до разгневанного потока, то спокойно разливаясь и отдыхая перед следующей битвой.

150 километров этой дороги - это два часа визуального счастья. Асфальт проложен прямо вдоль реки, на расстоянии нескольких метров, он серпантином взбирается на скалы, чтобы потом стремительно падать вниз. Этот путь на автомобиле можно проехать за два часа, но на самом деле получается 4-5, потому что все время хочется останавливаться и рассматривать. Сербы и румыны проложили каждый свою дорогу на собственной стороне границы. Несколько раз я ехал по сербской стороне, дважды проезжал по румынской - и ни одной из дорог не могу отдать предпочтение. Чаще всего хочется сделать круг: проехав румынскую сторону, пересечь мост и вернуться назад по сербской.

Еще в прошлом веке на этом участке Дуная подстерегали коварные пороги, которые делали невозможным судоходство. Местное население зарабатывало услугами лоцманов, которым время от времени удавалось все-таки провести через пороги небольшие корабли. А вот большие приходилось поднимать из воды и тянуть по суше, запрягая животных и людей.

В 60-х годах сербские и румынские коммунисты объединились, чтобы запрудить реку плотинами и построить на ней гидроэлектростанции. Это и по сей день самые большие водные шлюзы в Европе, которые в значительной мере покрывают потребности Сербии и Румынии в электричестве. Здесь, где одна человеческая рука вмешалась в изначальный уклад природы, вторая пытается сохранить уникальные места вокруг: с сербской стороны расположен национальный природный парк «Джердап», с румынской - «Железные ворота».

Интересно, что не впервые в истории человек здесь пытается подчинить себе мощную реку, воспользовавшись ее закованной в скале слабостью. Первый мост через Дунай был проложен совсем рядом с нынешними плотинами. Сделал это римский император Траян в 105 году нашей эры. В то время это было настоящее архитектурное чудо: каменный мост длиной более километра стоял на двадцати опорах. В 1856 году, когда Дунай катастрофически обмелел, эти каменные столбы выступили над водой. А сам мост просуществовал недолго - каких-то два века. Его родила война, потому что Траян построил сооружение для быстрой переправы войска во время войны с даками; война его и погубила - император Адриан приказал снести мост, чтобы остановить нашествие варваров на империю. На скале, рядом с которой начинался мост, до сих пор виднеется «таблица Траяна» - каменная доска, которую сложно не заметить - шириной в четыре и высотой почти в два метра. На ней на латыни высечена надпись, восхваляющая императора, который смог развести скалы и заложить опоры моста.

На противоположной - сербской - стороне виднеется желание другого «императора» записать свое имя в историю. На холме установлена огромная красная звезда, а над ней в цветах социалистической Югославии выписано имя Иосифа Броза Тито. Это состязание тщеславия на двух берегах реки смешное и ребяческое.

Дорога ведет меня дальше на север, но я не спешу, хотя и очень хочу домой. Ехать здесь опасно, потому что все время глаза бегут от асфальта и пытаются съесть красоту Дуная вокруг. Когда за очередным сужением среди реки вырастает удивительная крепость Голубац - это знак, что самая красивая дорога в мире подходит к концу.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать