Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

О достоинстве «без решетки»!

Особенности коммуникации Церкви и общества через тюрьму
11 ноября, 09:39

В нашей повседневной речи есть выработавшийся лексикон для обозначения тех людей, которые находятся в местах лишения свободы, их жизни и быта. Порой кажется, что заключенный — это своеобразный изгнанник; ведь в обществе этот человек уже имеет определенные ярлыки — «вор», «насильник», «убийца». И даже когда он отбудет свое наказание, вернется опять к привычной жизни, не будет иметь возможности начать новую страницу, ведь в его сторону еще долго будут тыкать пальцами и выражать осуждение.

ТЮРЬМА — ЗЕРКАЛО ОБЩЕСТВА...

Мы начали нашу колонку с минорного настроения, ведь сегодня во внутренней коммуникации между обществом и тюремной средой действительно немало барьеров, о которых уже вскользь упоминалось вначале. Несмотря на эти обстоятельства, в обществе имеем среды, деятельность которых направлена на помощь заключенным. Первая — это Государственная пенитенциарная служба Украины, вторая — деятельность всех христианских конфессий в Украине в рамках тюремного капелланства. Однако даже на государственном уровне переименование Государственного департамента Украины по вопросам исполнения наказаний в Государственную пенитенциарную службу Украины свидетельствует о налаживании коммуникации между Церковью и обществом в этом служении, ведь в переводе с латинского «penitentiarius» означает «покаянный», а поэтому непосредственно созвучен с морально-духовным измерением опеки.

Исправительная колония №40 в городе Дрогобыче, что на Львовщине, по-своему уникальна. Во-первых, ее история основывается на легенде. Сегодняшняя колония находится на месте замка, построенного еще во времена Австро-Венгрии графиней Бригидой Люмбержской на месте убийства ее мужа. Очевидно, что женщина стремилась, чтобы убийцы именно здесь отбывали наказание. Поэтому до сих пор местные жители называют это место «бригидками». Но это не единственная особенность колонии. Примечательно, что на территории колонии действуют три храма — Украинской Греко-Католической Церкви, Украинской Православной Церкви Киевского и Московского патриархатов и душпастырские капелланские центры двух протестантских сообществ. По словам настоятеля храма 40 Севастийских мучеников, протоиерея Романа Кононенко, все христианские сообщества мирно и согласованно совершают свое служение, ведь каждый имеет отдельное помещение. Храм 40 Севастийских мучеников УПЦ (МП) — освящен прошлой осенью. А его настоятель работает в тюремном капелланстве (то есть духовном служении для заключенных. — Ю.Л.) семь лет. Исходя из своего опыта, протоиерей Роман Кононенко поделился своими мыслями: «Вначале, когда я приходил в колонию, было непривычно, ведь само слово «тюрьма» нас отпугивает. Однако теперь для меня уже некоторые заключенные стали родными и близкими, ведь сроки наказания в тюрьме — длительные. Что меня больше всего поражает — отсутствие лукавства и фальши. Они — прямолинейны, откровенны. Если чем-то интересуются, то очень глубоко. Одно из самых больших впечатлений — построение нашего храма в колонии. Ремонтом помещения, который длился почти полтора года, занимались сами заключенные. Я еще не видел такой жертвенности, учитывая тюремный график. К сожалению, на свободе далеко не все на такое способны. Часто заключенные приходят в храм из любопытства, как и каждый из нас; иногда для того, чтобы сократить время, которое очень медленно тянется в тюрьме. На протяжении своего служения имею примеры, когда люди принимали крещение, обещали исправиться, становились на путь добра. По моему мнению, для того чтобы изменить все стереотипы тюрьмы в обществе, должны быть совместные действия с обеих сторон. С одной стороны — общества, в котором каждый должен начать с себя, с оценки собственной жизни, со своего стремления принять и понять ближнего; с другой стороны — бывшего заключенного, который своими действиями демонстрирует обществу, что он меняется и начинает жизнь с новой страницы. А в целом в христианском контексте, когда говорим о заключенном, должны помнить о последних шагах жизни Иисуса Христа, который также был осужден, оплеван и покрыт позором. Этот образ должен заставлять думать по-другому».

Поэтому тюрьма — это своеобразный тест на сохранение человеческого достоинства и внутреннего духовного мира в любых условиях. В сентябре 2013 года начался тур передвижной выставки «Переображение Господней Любовью», которая проходит под патронатом Главы ГКЦ Блаженнейшего Святослава, по городам Украины. В августе выставку могли посмотреть в Киеве. После Киева и Чернигова передвижная экспозиция искусства заключенных расположилась в Полтаве. При содействии Управления Государственной пенитенциарной службы Украины в Полтавской области и Благотворительной ассоциации «Свет надежды» принял выставку Полтавский художественный музей (галерея искусств) имени Николая Ярошенко. Учитывая большое социально-воспитательное влияние этого события, к подготовке произведений к экспозиции были привлечены условно осужденные лица, находящиеся на учете в УИИ Управления ГПтС Украины в Полтавской области. Первое место среди несовершеннолетних на конкурсе «Переображение Господней Любовью», прошедшем в Киеве 19 августа 2013 года, получил Кирилл Арефьев из Кременчугской воспитательной колонии, которая находится в ведении Управления ГПтС Украины в Полтавской области. 5 ноября состоялась также церемония награждения в Кременчуге. По мнению руководителя Отдела Курии УГКЦ по вопросам душпастырства в пенитенциарной системе Украины, иерея Константина Пантелея, Церковь — это единственная институция, которая пользуется доверием в обществе в течение веков. Имея это доверие, священники способны заходить туда, куда не каждого впустят, ведь человек даже при условии совершения тяжких преступлений все-таки остается человеком с достоинством творения Божия. Отец Константин работает с заключенными также семь лет. В частной беседе с нами он поделился своими рефлексиями: «Священник никогда не спрашивает заключенного, по какой статье он осужден. Мы идем в камеры и видим каждого как хорошего христианина, который случайно здесь оказался. Мы приходим в тюрьму не обращать в веру, а посетить. Нельзя душпастырство в тюрьме воспринимать как своего рода инструмент лоялизации населения. Тюрьма — зеркало нашего общества. Не только с нынешним отражением, но с отражением того, какими мы были в течение определенного времени. Помните мультфильм «Тайна третьей планеты», где цветы имели зеркальное свойство — отражать те события в ретроспективе, которые произошли перед тем, как их сорвали? Так же и тюрьма способна отражать те процессы, которые происходят в обществе. Без изменения общества не будет изменения самой тюрьмы».

ТЮРЬМА В ФОКУСЕ МЕДИА: «АНГЕЛОМ-ХРАНИТЕЛЕМ МОЖЕТ БЫТЬ КАЖДЫЙ!»

Несколько недель назад на одном из центральных украинских телеканалов появился сюжет о Варваре Щербахе, пенсионерке из Донецка, которую журналисты окрестили «ангелом-хранителем» для заключенных донецкой колонии. После смерти сына, который принимал наркотики и находился в тюрьме, старушка на последние средства покупает продукты и все необходимое, передает для заключенных. Уже на протяжении десяти лет с молитвой и улыбкой женщина приходит в колонии и навещает заключенных. Многие из них — сироты или же те, кто никогда не знал семейного тепла. Говорят, что в бабе Варваре видят своих матерей, поэтому во время каждого посещения бережно целуют ей руки.

  В обществе имеем очень много мнений и стереотипов одних относительно других, подчас возводим меж собой стены осуждения, однако у каждого из нас есть шанс стать значимым для другого, таким же ангелом-хранителем, как баба Варвара из Донецка!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать