Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Бизнесмен, как следствие – бандит»

Протесты на Дальнем Востоке России создает условия для возникновения новой пугачевщины?
13 июля, 12:53

Арест губернатора Хабаровского края Сергея Фургала спровоцировал настоящий политический кризис в России. В защиту губернатора, обвиняемого в организации заказных убийств и создании преступного сообщества, выступило население края. В Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Амурске и Николаевске-на-Амуре прошли массовые демонстрации в поддержку Фургала. В краевом центре была зафиксирована самая массовая акция за всю историю города, в которой приняло участие от 30 до 35 тыс. человек (местное МВД считает, что демонстрантов было втрое меньше – 10-12 тыс. человек, но в данном случае полицейская статистика доверия не внушает). Москва обвинила в организации демонстраций команду опального губернатора, но ее представители настаивали на стихийном характере выступлений, информация о которых распространялась в соцсетях. Второе предположение кажется более близким к действительности, поскольку чиновники из команды Фургала прекрасно понимают, что организацией массовых акций протеста они нисколько не облегчат его участь и тем более – свое собственное положение. Первый день протестов проходил без вмешательства полиции, но в воскресенье, когда в Хабаровске число участников поубавилось до 3 тыс. человек, начались первые задержания. Было задержано четверо молодых людей, один из которых был явно не трезв. Тем не менее, протестные настроения не утихают.

Такой реакции на арест губернатора Кремль явно не ожидал. И не приходиться сомневаться, что в случае, если Владимир Путин, как ожидается, в ближайшие дни уволит Фургала из-за утраты доверия, то волнения только усилятся. При этом протестующие в принципе не отрицают возможность того, что Фургал действительно мог совершать те преступления, которые ему инкриминируют, но требуют, чтобы судили Сергея Ивановича не в Москве, а в Хабаровске, где, очевидно, настроение присяжных и судей будет совсем иным, чем в российской столице. Демонстранты не скрывают, что Москва и «Единая Россия» их достали – дальше некуда. И поддерживают губернатора Фургала, который за два года своего правления продемонстрировал внимание к нуждам людей и отменил ряд расточительных трат администрации на яхты и автомобили представительского класса. Вот экономическое положение региона-донора Фургал улучшить не смог. Но этого никто и не ожидал, поскольку было хорошо известно, что Москва объявила губернатору настоящую войну. Путин на примере Фургала хотел наглядно продемонстрировать всем губернаторам, что их вольница, связанная с коронавирусом, заканчивается, и хозяином в России остается президент. Но не учел настроения народа, чье терпение было подорвано падением уровня жизни и длительным периодом самоизоляции в связи с эпидемией.

В Госдуме сейчас на полном серьезе обсуждают поправки в избирательное законодательство, призванные распространить практику, применявшуюся при всенародном голосовании по поправкам в конституцию, на выборы всех уровней. Это означало бы, что наблюдатели за процессом голосования могут назначаться только Общественной палатой, полностью, подконтрольной властям, агитацию можно проводить даже в день голосования, а само голосование можно будет растягивать на несколько дней, проводить в электронном виде, а также за пределами избирательных участков. В Кремле очень надеются, что, если не к предстоящим в сентябре, то, по крайней мере, к следующим выборам, соответствующие поправки будут приняты, после чего как региональные, так и федеральные выборы превратятся в совершеннейший фарс. Не учли только одного – настроение народа. И теперь Кремль оказался в сложном положении. Если волнения в Хабаровском крае не только не прекратятся, а распространятся на соседние регионы, совершенно не понятно, как именно их подавлять. Перед Москвой может всерьез возникнуть проблема возрождения Дальне-Восточной Республики.

А все из-за того, что Путин слишком рано уверовал в свой самодержавный статус. Ведь ЛДПР, к которой принадлежит Фургал, как раз и создавалась, среди прочего, для того, что бы привлекать на свою сторону и нейтрализовывать протестный электорат беднейших регионов, вроде Дальнего Востока. А дело Фургала весьма серьезно подрывает эту функцию партии Жириновского. И непонятно, как выйти из кризиса, связанного с этим делом. Для Кремля, возможно, лучшим выходом было бы, если бы опальный губернатор покончил с собой в тюрьме или умер там от внезапной остановки сердца или коронавируса. Но сейчас есть реальная опасность, что его смерть лишь подольет масла в огонь. Тем более, что сам Фургал отнюдь не является лидером протестов. Перефразируя пушкинскую «Историю Пугачева», можно сказать: «Не Фургал важен, важно общее возмущение». И совершенно непонятно, кого можно назначить вместо арестованного губернатора, поскольку назначение любого губернатора от «Единой России» только спровоцирует новые протесты.

Что характерно, люди склонны прощать оппозиционным политикам прошлые преступления. Тем более, что «единороссы» от них принципиально не отличаются в этом отношении. Вспомним, что многолетний губернатор Хабаровского края и полпред президента в Дальневосточном Федеральном округе Виктор Ишаев в 2019 году был арестован по делу о многомиллиардных хищениях. Правда он, в отличие от Фургала, находится под домашним арестом. А поэт и рок-музыкант Сергей Шнуров, который недавно стал членом новой разрешенной властями марионеточной «Партии Роста», уже успел написать посвященные Фургалу стихи:

Вышли люди маршем на природу,

Справедливости хотят и кличут.

Показалось нашему народу,

Что напрасно кинули на кичу

Губернатора с фамилией Фургал.

Он едросов вроде как ругал.

По политике — на правом фланге,

По понятиям — поэтому не бздит.

Нет, он далеко совсем не ангел,

Бизнесмен, как следствие — бандит.

Задымили по церквам кадила,

И менты вертелись как ужи.

Если власть кого-то посадила,

Видимо, хороший был мужик.

С точки зрения поэтической стихи не самые выдающиеся. Зато в политическом отношении они попали в самую точку и хорошо отражают суть проблемы. Власть, открыто выражающая презрение собственному народу, довела его до такого состояния, что он готов поддерживать, как он считает, «хороших» бандитов против, опять же, согласно народному мнению, «плохих» бандитов из партии власти. А это создает условия для возникновения новой пугачевщины.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать