Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Бойся нооскопа!

17 августа, 11:41

Отставку главы администрации президента РФ Сергея Иванова политологи расценили как еще одно свидетельство продолжающейся «подковерной схватки бульдогов» в Кремле. Это, безусловно, самая громкая отставка последних недель и смысл ее, как кажется, подавляющему большинству наблюдателей еще не вполне ясен. В подтверждение официальной версии о том, что Сергей Борисович вынужден был уйти со своего ответственного поста из-за расстроенного здоровья, распускаются слухи о том, что после трагической гибели в 2014 году его старшего сына Александра Иванов стал сильно пить и превратился в настоящую развалину, так что едва ноги волочит. Это, дескать, доказывает, что отставка главы президентской администрации не имеет никакой политической подоплеки.

Однако официальная версия доверия не внушает. Вполне возможно, что, потеряв сына, Сергей Борисович действительно обратился к традиционному русскому способу бороться с горем. Однако на Руси пьянство больших начальников, если, конечно, они не допивались до зверообразного и невменяемого состояния, никогда не служило причиной их отставки. Уж Иванов, во всяком случае, невменяемым и неадекватным никогда не выглядел, ни прежде, ни теперь. И я вообще не уверен, что он много пьет.

Если же говорить о состоянии здоровья, то Сергей Борисович почти на четыре месяца моложе Владимира Владимировича. И состояние здоровья первых лиц советского и российского государства никогда не служило причиной отставки. Когда Хрущева отправили на покой «по состоянию здоровья», и он сам, и его коллеги по Политбюро хорошо знали, что Никита Сергеевич вполне себе здоров. И вспомним, как до последнего удерживали власть дряхлеющие Сталин и Брежнев, Андропов и Черненко. А Ельцина даже инфаркт в промежутке между двумя турами президентских выборов не заставил сойти с дистанции.

Что же касается не первых лиц, но влиятельных и значимых фигур в советской политике, то отставки из-за проблем со здоровьем, хотя изредка, но случались. Однако это происходило только тогда, когда из-за обширных инфарктов и инсультов советские вельможи фактически утрачивали дееспособность. Так произошло, в частности, с бывшим помощником Сталина Львом Мехлисом и членами Политбюро при Хрущеве и Брежневе Фролом Козловым и Андреем Кириленко. Однако никаких признаков недееспособности у Сергея Борисовича до сих пор не наблюдалось. И потом, если бы Иванов вдруг сам засобирался в отставку, вполне логично было бы попросить его доработать несколько месяцев до конца года, чтобы прошли парламентские выборы и формирование новой Думы. Однако Сергея Борисовича сняли внезапно, в разгар предвыборной кампании, в которой главная задача президентской администрации – всеми средствами обеспечить победу партии власти. Кампания, надо сказать, проходит весьма вяло, но никакой очевидной опасности для Путина и «Единой России», которая потребовала бы срочной смены команды, пока что не просматривается.

Значит, какую-то серьезную ошибку допустил сам Иванов, настолько серьезную, что его разжаловали сразу на несколько номенклатурных чинов. Из начальников президентской администрации слететь в спецпредставителя президента по вопросам экологии и транспорта – это примерно то же самое, как из генерал-полковников быть разжалованным сразу в генерал-майоры. Попробуем понять, чем же провинился Сергей Борисович. И на ум сразу же приходит недавняя кампания вокруг очередного неловкого высказывания российского премьер-министра и петиции за его отставку, легко набравшей в Интернете 200 тыс. подписей.

То, что Сергей Борисович и Дмитрий Анатольевич живут друг с другом как кошка с собакой, давно уже является секретом Полишинеля. Владимир Владимирович, скорее всего, заподозрил главу своей администрации в намерении подсидеть Медведева, чтобы самому занять его место. А там, чем черт не шутит, рано или поздно стать путинским преемником. Но для Путина Медведев чрезвычайно ценен именно своей ничтожностью. Полное неумение держаться на публике и способность всякий раз попадать впросак, рождая очередной перл, вызывающий раздражение у избирателей, с точки зрения Владимира Владимировича – весьма ценные качества нынешнего премьера. Абсолютная несамостоятельность Медведева и его полная зависимость от президента Путину только на руку.

Единственно, чего боится сегодня российский президент, это дворцового переворота. Но для осуществления такого переворота, подготовка которого является делом совсем не простым, обязательным условием является участие в заговоре того, кто является официальным преемником президента в случае его внезапной смерти, т. е. премьер-министра. Иначе заговорщики всегда рискуют пасть жертвой преемника, как это было, например, с преторианцами, лихо зарезавшими императора Калигулу, но, «по просьбе римского народа», казненными его преемником – императором Клавдием. А Путин прекрасно знает, что Медведев – это последний из любых потенциальных кандидатов на пост премьера, кто согласится участвовать в дворцовом перевороте. В этом – непреходящая ценность Дмитрия Анатольевича.

Иванов это не учел и поплатился. А тут еще пошли слухи, будто Сергей Борисович тайно поддерживал партии «системной оппозиции» - КПРФ, ЛДПР и «Справедливую Россию», чтобы уменьшить представительство в Думе «Единой России» и тем досадить Медведеву. А может, бывшему главе президентской администрации вменили провал операции с «украинскими диверсантами» в Крыму? Ведь в их реальности требовалось убедить не только зомбированную российскую, но и привередливую западную аудиторию. А с последней вышла промашка из-за очевидной нелепости инсценировки.

Иванова сменил идеальный бюрократ-молчалин Антон Вайно, чьи главные достоинства – умеренность и аккуратность. Опасаться, что он захочет стать преемником, не приходится. Этому препятствует как эстонская национальность Антона Эдуардовича, так и его полная политическая несамостоятельность. Правда, Вайно успел отметиться статьей "Капитализация будущего", опубликованной в журнале "Вопросы экономики и права" в 2012 году. Там он утверждал, что изобрел и запатентовал нооскоп – прибор, который «состоит из сети пространственных сканеров, предназначенных для получения и регистрации изменений в биосфере и деятельности человека с помощью транзакций - кинокадров со-Бытия - образа перекрестка пространства-времени-жизни ... считывая транзакции кода рынка, [нооскоп] делает видимым невидимое в смысле теории де Сото, фиксирует динамику развития рынка и его малейшие изменения, что позволяет их учесть, поставить на бухгалтерский баланс и капитализировать будущее». Да, выражается сильно россиянин эстонского происхождения. Если бы мне с таким довелось обедать за одним столом, я бы, наверное, ножи и вилки на всякий случай попрятал. Но, может Путину идея нооскопа нравится, и в Вайно он нашел родственную душу?

Борис СОКОЛОВ, публицист, Москва

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать