Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Государственный деятель «тяжелейших времен»

На экраны вышла британская лента, рассказывающая об Уинстоне Черчилле в мае 1940 года
24 января, 13:33

Великий политический и государственный деятель имеет одну определяющую, «базовую» для признания его заслуг черту - способность противостоять неблагоприятным обстоятельствам, идти «против течения» даже в самые тяжелые, самые мрачные времена. Таким был Уинстон Черчилль. Роль личности в истории до сих пор остается важной темой для дискуссий, взгляды здесь высказываются совершенно разные, однако очевидно одно: если бы в мае 1940 года, в решающий момент истории, когда Британия оказалась фактически одна перед лицом, возможно, наибольшей опасности за многие сотни лет - угрозы гитлеровского вторжения на Остров (Голландия, Бельгия оккупированы нацистами; французская армия, по сути, разгромлена; союзников реально не осталось, кроме призрачной еще тогда возможности помощи из-за океана), следовательно, если бы тогда правительство Империи возглавил бы ни Черчилль, а любой другой («мюнхенец» Галифакс, Иден, Эттли...) - никто не знает, могла бы Великобритания выстоять в этих условиях. По крайней мере вопрос открыт.

Новый фильм британских кинематографистов (режиссер - Джо Райт, в роли Черчилля - Гари Олдман) рассказывает нам об очень коротком отрезке времени - с 10 мая до 30 мая 1940 года, то есть со дня, когда великий государственный деятель стал премьер-министром и до успешного начала операции по спасению британских солдат, заблокированных нацистской армией в Дюнкерке (очень важно, что именно в конце мая, несмотря на якобы «безнадежность» ситуации, новый Премьер, после внутренних мучений, сомнений и размышлений, приходит к жестокому окончательному выводу: никаких переговоров с Гитлером ни при каких условиях, Британия будет драться против врага на суше, в воздухе, на морях, пока или Гитлер не будет уничтожен, или последний британец не падет на поле боя!).

Очень хорошо, что Черчилль, представлен в ленте Гари Олдманом, - не «памятник самому себе», не «государственная фигура» из мрамора или железа, а вполне живой человек. Ему тоже свойственны колебания, мучительные размышления (по крайней мере в те судьбоносные майские дни 1940 года, он далеко не всегда абсолютно четко знает, какие именно меры следует принимать). На него оказывают невероятно грубое давление «мюнхенцы», сторонники мира любой ценой с Гитлером, адепты «политико-дипломатического пути» - Галифакс и Чемберлен, даже шантажируя отставкой в случае отказа. Армия Британии, ведущая военные действия на континенте, - в окружении, флот и авиация - по меньшей мере в неудовлетворительном состоянии. Разве не диктует «ответственный», «государственный» подход начать переговоры с Гитлером при посредничестве Муссолини?! А вот «популистские» слова Черчилля в ответ - как удар кнута: «Если захватчик появится в Британии, он не найдет народа, готового ему подчиниться, как это произошло, к сожалению, в других странах. Мы будем защищать каждый поселок, каждый город, большой или маленький. Одна только сила Лондона в борьбе за каждую улицу легко победит целую вражескую армию; мы скорее допустим, чтобы Лондон превратился в руины и пепел, чем чтобы он стал трусливым и низким рабом. Я обязан заявить об этих фактах, потому что нужно известить народ о наших намерениях и вдохновить его уверенностью!». Итак, «мир» по Галифаксу - это капитуляция, по Черчиллю, настоящий мир - это победа!

Конечно, в фильме Джо Райта (дословное название: «Очень темные времена») много поучительного, например сцена, когда «популист» Черчилль, который уже близок к историческому решению - никаких переговоров ни с Муссолини, ни с Гитлером, чтобы наверняка уже услышать «голос народа», идет в лондонскую подземку и говорит с простыми людьми (этот аристократ в 25-м поколении!). Ответ этих людей созвучен его мыслям: мир - только после победы. Черчилль в тот же день выступает в этом же духе с триумфальной речью в Палате общин... Но хотелось бы порекомендовать этот фильм зрителям еще и по другой причине. Вопрос, который напрашивается: «А где наш Черчилль? И есть ли он вообще?».

Автор этих строк уверен: он есть (без упрощенных аналогий!). Британский правящий класс доверил Черчиллю руководство для спасения страны, он совершил эту миссию; а нынешние представители власти в Украине делают все возможное и невозможное, чтобы заблокировать (физически тоже) потенциальным Черчиллям путь к власти (поэтому их якобы «нет»!). Таким образом, свое слово должно сказать общество - если, конечно, оно есть и думает о будущем Украины.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать