Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Не мытьем, так катаньем

Об «инкорпорация» Белоруссии в Россию
17 декабря, 13:50

Президент Белоруссии Александр Лукашенко обозначил свое категорическое неприятие идеи включения («инкорпорации») Белоруссии в состав России. «Незыблемо одно, и вы это знаете, — мы суверенная и независимая страна. Если уж откровенно говорить, не только благодаря устремлениям нашего народа мы стали суверенным и независимым государством. Этого хотела Россия и тогдашнее руководство России. Нынешнее руководство заявляло о преемственности курса. В XXI веке говорить (как они пишут там) об инкорпорации, включении Беларуси в состав России, просто смешно. И я ни разу от нынешнего президента России этого не слышал, и от прошлого, первого президента России», - заявил он еще 10 октября новому послу России в Белоруссии Михаилу Бабичу, тому самому, которого ранее Кремль пытался впарить Украине, да не получилось. Хорошо известно, что Бабич – совсем не дипломат, нигде и никогда послом или хотя бы сотрудником посольства не был. Он – скорее специалист по гибридной войне, кадровый военный и чекист. И «Батька» насторожился, что к нему назначили именно такого посла. Затем последовала публичная перепалка с Путиным по поводу цен на энергоносители. А после нее в Бресте премьер-министр России Дмитрий Медведев заявил, что Москва готова и дальше углублять интеграцию с Минском вплоть до создания общего эмиссионного центра, суда и других органов. Реализация этой программы приведет к фактической ликвидации белорусского суверенитета. Эта угроза белорусскому лидеру очень не понравилась.

И вот 14 декабря Александр Григорьевич разразился специальной пресс-конференцией для российских журналистов в Минске. Там он заявил: «Я понимаю эти намеки: получите нефть, но давайте разрушайте страну и вступайте в состав России. Я всегда задаю вопрос: такие вещи во имя чего делаются? Вы подумали о последствиях? Как на это посмотрят в нашей и вашей стране, и международное сообщество? Не мытьем, так катаньем инкорпорируют страну в состав другой страны…  "Нам говорят - маневр (компенсация за налоговый маневр России в нефтяной отрасли, из-за которого Белоруссия потеряет порядка 310 млн. долларов – Б. С.) будет, когда будет, как некоторые говорят, более глубокая интеграция. А некоторые прямо говорят – мы готовы, чтобы вы шестью областями вошли в состав Российской Федерации… Если нас хотят, как Жириновский предлагал, поделить на области и впихнуть в Россию, этого не будет никогда. И если такими категориями руководство России мыслит, это во вред самой России... Для нас, запомните, святое — это суверенитет, я уже об этом говорил».

Лукашенко также весьма негативно оценил возможность создания в Белоруссии российской авиабазы: «Испохабили все этой базой. Никому база не нужна. Слушайте, строить какую-то базу на старом аэродроме, с Путиным мы обсуждали эту проблему, Я задаю вопрос: зачем? Три-четыре минуты — время подлета самолетов из России. Зачем на передовую, если тут война начнется, тащить аэродром? Одна ракета — взлетно-посадочная полоса непригодна. Это был непродуманный пиаровский ход — вот, мы базу тут разместим». Белорусский президент прекрасно понимает, что на такой базе под видом батальона аэродромного обслуживания легко будет разместить батальон спецназа (по такой схеме россияне действовали в Крыму), который в случае необходимости легко может выступить в роли «здоровых сил белорусского народа», свергающих «последнего диктатора Европы» (тут есть опыт Кабула).Лукашенко во главе «инкорпорированной» Белоруссии в Кремле точно не видят.И накануне своего исторического выступления президент Белоруссии собрал совещание высшего руководства страны, на котором было решено «до конца стоять за независимость».

Таким образом, Лукашенко ясно дал понять Москве, что «мирная инкорпорация», т. е. аннексия Белоруссии у России не получится. Придется начинать еще одну войну, гибридную или негибридную. Причем в условиях, когда еще не закончена другая война, на Донбассе, да и Сирия с Крымом съедают массу сил и средств. Думаю, что Лукашенко не сомневается, что в ближайшее время Путин не будет пытаться захватить Белоруссию военным путем. В случае, если Минск окажет вооруженное сопротивление (а Лукашенко дает понять, что именно так и будет), быстрой оккупации белорусской территории не получится, а тогда на помощь Белоруссии смогут прийти, хотя бы поставками вооружений и антироссийскими санкциями, и Евросоюз, и НАТО, и Украина. Причем западные санкции на этот раз могут носить действительно разрушительный характер для российской экономики. В борьбе за национальную независимость Лукашенко поддержит практически вся белорусская оппозиция, при том, что пророссийской оппозиции белорусскому диктатору уже не осталось. Перспектива затяжной партизанской войны в Белоруссии параллельно с вяло текущей войной на Донбассе вряд ли порадует Путина.

А за Белоруссию, как это ни удивительно, Запад будет драться. Только до тех пор, пока в этой стране нет сколько-нибудь значительной группировки российских войск, страны Балтии могут чувствовать себя в относительной безопасности от российской агрессии. Ведь в случае такой агрессии российское нападение может быть парализовано угрозой захвата Калининградской области польской армией, которая в этом случае не защитима от атаки с территории Польши. Если же в Белоруссии окажется значительная по численности группировка российских войск, то она будет в состоянии сковать польскую армию до тех пор, пока российские войска не захватят Прибалтику. Переход Белоруссии под российский военный контроль создаст новую стратегическую ситуацию, многократно усилив российскую угрозу Восточной Европе и Украине. Последняя тогда может подвергнуться удару через плохо защищенную украинско-белорусскую границу. Все это, несомненно, понимают в Вашингтоне и Брюсселе. И на путинскую агрессию против Белоруссии будут реагировать столь же жестко, как и на начало полномасштабной войны против Украины. И в Кремле это, как можно надеяться, понимают. Отказ же Лукашенко от «мирной инкорпорации», очевидно, ставит крест на одном из возможных кремлевских проектов по созданию нового Российско-Белорусского государства с единым президентом, что позволит Путину обнулить все прошлые президентские сроки и легитимно править до самой смерти.

Борис СОКОЛОВ, профессор, Москва

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать