Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Не стоит играть...

Чем грозит историческое невежество и неусвоенные уроки прошлого: к 100-летию российской революции в контексте революции украинской
12 января, 19:20
РИСУНОК АНАТОЛИЯ КАЗАНСКОГО / ИЗ АРХИВА «Дня», 1998 г.

Революция не делается по заказу; если не существует объективных условий для ее возникновения — костра, в котором бы сгорело старое общество, разжечь не удастся. А вот когда старая, совсем изношенная система политико-экономического господства становится препятствием на пути свободного (а то и просто нормального) развития социума, и при этом есть мощный революционный лидер (говоря несколько упрощено, люди готовы к переменам и знают, «за кем идти») — вот тогда революция действительно жестко, неумолимо встает на повестке дня. Особенно если самовлюбленные «верхи» не способны оценить реальную ситуацию в стране — как это было в Российской империи во времена Николая ІІ ровно 100 лет назад. Были уверены, что впереди — еще много лет чуть ли не Богом дарованной власти, как вдруг...

Любые исторические аналогии, особенно грубо трактованные, всегда «хромают». Понимать закономерности истории было бы слишком просто, если бы достаточно было отыскать определенные «шпаргалки» или шаблоны в прошлом и подставить его в современность. Тем не меньше, и можно, и нужно, объективно и незаангажированно, проанализировав события 100-летней давности в России и у нас (дата как минимум символическая, но и символика вполне может быть угрожающим предупреждением — в истории такое случается!), сделать необходимые именно для сегодняшнего дня выводы. Вот их очень краткая «версия».

Во-первых, дала о себе знать нереформованность общества (а Российская империя по состоянию на 23 февраля 1917 года была именно такой, потому что оставалось неизменным ядро ее политической системы — самодержавие — несмотря на все экономические успехи к 1914-му и демократически-театральный реквизит в виде Думы и тому подобное). Это было государство жестокого социального притеснения и великодержавного гнета. Изображать такую государственную конструкцию в «розовых» тонах несовместимо с исторической правдой.

Во-вторых, понятно, что такая система должна была пасть, и она таки пала. Почему, собственно, так произошло? Потому что Ленин на немецкие деньги (вариант: ненавистники России из государств Антанты) злостно стремились расшатать стабильность, с позволения сказать, «Святой Руси»? Или Грушевский «был австрийским агентом»? Такое объяснение, очевидно, не серьезно. Основные причины российской и украинской революций (как и любой действительно великой революции) — внутренние. Не понимая этого, мы вряд ли что-то поймем.

В-третьих, основную ответственность за то, что революционная стихия (а это была стихия) 1917-го так быстро вышла из-под контроля, несут не только и не столько большевики. Ленин был уникально блестящим «популистом» (вот где это слово уместно!), но если бы российская демократия, которая умела так красиво говорить о свободе, вместо этого реально провела жизненно необходимые реформы — все было бы иначе. Еще в большей степени это касается демократии национала украинской.

В-четвертых, при всем уважении к Народу с большой буквы всегда следует помнить, что он, Народ — и украинский, и российский, легко становится жертвой ловких манипуляций, превращаясь в «массу» (недаром Ленин так любил это слово!). Особенно в условиях современных СМИ образца 2017-го. Опыт путинского режима (а хозяин Кремля страшно боится революции и прибегнет к любому насилию, чтобы ее не допустить), так же и опыт довольно большой части украинских медиа демонстрирует катастрофичность такого хода событий.

Так что учимся в жестокой школе прошлого. И усвоим один суровый урок: не стоит играть с огнем! Ни 100 лет назад, ни сейчас. Ошибки и просчеты, сделанные нашими предшественниками (взаимной борьбой, губительные амбиции, самолюбие, политическая слепота, неумение видеть скрытые «ямы») — это предостережение, обращенные непосредственно к нам. Еще раз подчеркнем: история буквально не повторяется, но выводы ее (главный — нам нужны революции духовные, нужны радикальные реформы, чтобы избежать революций насильственных) буквально вопиют и сегодня. Поэтому надо снова и снова думать над теми событиями, исследовать причины тогдашних драматических поражений, если нужно — создать в Украине специальный консолидированный научный центр по изучению революции 1917—1921 годов.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать