Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

О «фильтрации» политического «горючего»

Выборы обнажили ряд проблем, которые нужно срочно решать
28 октября, 10:19
СЕМЕНОВКА, ДОНЕЦКАЯ ОБЛАСТЬ. 26 ОКТЯБРЯ 2014 ГОДА / ФОТО РЕЙТЕР

Парламентские выборы в Украине состоялись, притом при относительно спокойных обстоятельствах. Сам этот факт — что далеко не все осознают — незаурядный плюс для страны, а в то же время и достижение действующей власти. Как и значительно меньшее количество разного рода (прежде всего значительных) нарушений в день голосования, чем это было при режимах Кучмы и Януковича.

А вот результаты голосования в общенациональном округе, которые также в целом являются позитивными для Украины, действующая власть в свои достижения записать не может. И не катастрофические для перспектив страны общие итоги выборов в мажоритарных округах — также. Это заслуги гражданского общества, патриотического крыла дистанционированных от власти политиков и журналистов.

Дальше начинаются проблемы, которые власть не смогла или не захотела решить до выборов, но от них невозможно отмахнуться, и они требуют внимания.

Первая из них — это небывало низкая, как для украинских реалий, явка избирателей. Чем она вызвана? Скажем, в Киеве без отопления в день выборов осталось 14% домов. Во многих других городах ситуация похожая. Повлияло ли это негативно на явку избирателей, на рост их пассивности? Однозначно. Еще один фактор пассивности — это разочарованность значительного числа избирателей тем, что нет обещанной «новой власти» и «жизни по-новому», что реально новые лица в избирательных списках теряются среди хорошо известных, порой с не лучшей стороны (кстати, на феномене действительно новых лиц в значительной мере построен и неожиданный едва ли не для всех успех «Самопомочі»). И хотя кое-кто выражает парадоксальное мнение, что низкая явка избирателей — это позитивный фактор, потому что голосуют только те, кто ценит общее избирательное право и демократию как таковую, а не случайные люди, но в действительности ситуация намного сложнее: от участия избирателей в голосовании зависит легитимность власти в глазах и заграницы, и сограждан.

Вторая проблема — то, как прошло голосование в значительной части освобожденных населенных пунктов Донбасса. Дело не только в том, что около 35 тысяч бойцов АТО не смогли воспользоваться гарантированным им Конституцией правом голоса, хотя и это важно — фронтовики будут всегда помнить об отношении к ним со стороны власти. Так как виновны здесь одновременно и законодательная, и исполнительная, и президентская властные структуры, ведь изменения к законам о выборах не были вовремя поданы и «протиснуты» (как это умеет делать Петр Порошенко) через Раду. Важнее другое. Украинские воины в Донецкой и Луганской областях должны были стать стержнем кристаллизации проукраинских и антиолигархических сил в этом регионе. Если бы голосовали украинские воины, то на избирательные участки потянулись бы все те, кто привык не ходить туда, потому что, мол, ничего не изменишь — все куплено, все расписано. И те, кто по инерции голосовал за местных «хозяев», тоже бы задумались, не впервые ли после 1991 года, получая возможность свободного выбора и имея перед собой пример ребят в военной форме, для кого эти «хозяева» — никто. И что же теперь? Освобожденным районам Донецкой Луганской областей наглядно показано, что эти «никто» в смысле гражданских прав — именно те, кто проливает свою кровь за Украину, а «хозяева» остаются хозяевами, их никто не трогает. Последствия мы видим в первых итогах голосования — опять «регионалы», то есть Оппозиционный блок и «независимые» кандидаты на кону. Имеем деморализацию проукраинских сил Донбасса (хотя и не катастрофическую) — и из этой ситуации нужно срочно выходить, иначе можно потерять часть освобожденных потом и кровью территорий.

Следующая проблема тесно связана с предыдущей. Донецкий блогер Денис Казанский написал 26 октября: «Я уже говорил о том, что выборы по смешанной системе в условиях войны в Донбассе являются преступлением. Провести их полноценно нет никакой возможности из-за того, что многие мажоритарные округа частично оккупированы. Конечно, единственным здравым шагом в такой ситуации было бы вообще отменить мажоритарку и сделать пропорциональную систему, но этого новая власть не сделала. Была сохранена старая система, которую сделал Янукович под себя. В итоге... из 110 участков на округе № 45 открываются... 4 (четыре!) И этого достаточно, чтобы выборы состоялись». Если это так, то действительно идет речь о чем-то большем, чем абсурд. Однако проблема значительно весомее. Напомню, что в послевоенной Западной Европе, освобожденной от нацистов и их соратников, избирательная система была построена таким образом, чтобы сделать невозможным попадание «бывших» в парламенты. Были запрещены коллаборационистские и местные фашистские (например, в Британии, заграбастать которую Гитлер не смог) партии и расстреляны знаковые коллаборационисты, иные очутились за решеткой, так же, как и рядовые исполнители приказов преступной власти. Десятки тысяч лиц на определенные сроки были лишены права избирать и быть избранными. Были закрыты пронацистские масс-медиа. То есть у тоталитарных сил были выдраны их опаснейшие зубы. А в придачу почти везде были введены выборы по партийным спискам; там же, где остались мажоритарные округа, в депутаты не имели права выдвигаться «независимые» кандидаты, избирателям предлагали выбирать между теми, кого выдвинули антинацистские партии. В государствах, где существовали собственные фашистские и нацистские режимы, меры пресечений были еще суровее.

В итоге еще до выборов политикум был очищен от профашистских элементов и потенциальных капитулянтов, были созданы все условия, для победы партий Сопротивления. Это оказалось глубоко верным ходом, хотя сегодня ЕСПЧ и правозащитники сурово осудили бы такие вещи как «антидемократические». Мол, пусть избиратель сам все решает. В действительности без «фильтрования» политического «горючего» просто не запустится «двигатель» демократии и экономического восстановления, и такая фильтрация должна состояться еще до выборов, в силу укоренения в общественном подсознании определенных ментальных установок, на почве которых выросли (и способны возобновиться) тоталитарные режимы. И без тщательной «промывки мозгов» здесь не обойтись: ведь у десятков миллионов людей в разных странах эти мозги просто-таки переполнились вонючей субстанцией, которую неустанно продуцировала тоталитарная пропаганда.

Как по мне, та давняя ситуация весьма похожа на нынешнюю украинскую. Режим Януковича не только унаследовал наихудшие черты авторитаризма Кучмы, — он довел их до логического завершения, а в придачу — невзирая на проевропейскую риторику — де-факто превратился в сателлита Кремля. Напомню только, граждане какого государства контролировали силовые структуры Украины и вблизи чьей столицы сегодня живет бывшая «элита» Украины. Как же можно было пускать в новую Верховную Раду агентуру Кремля, платную и идейную, едва замаскированную под «оппозицию»? Ведь это означало дать возможность режиму Путина рычаги для срыва деятельности законодательного органа Украины и полностью официального выведывания наших государственных тайн офицерами ФСБ и ГРУ, прикрытыми депутатскими правами и депутатской неприкосновенностью.

Президент Порошенко наглядно доказал свою способность «протиснуть» через Раду нужные ему законы — вспомним только, как были приняты законы об «особенных районах Донбасса». Почему же он отказался выполнить свои предвыборные обещания относительно нового избирательного законодательства — по спискам, причем открытым, партий и блоков? Кто ему нашептал, что мажоритарные округа — это хорошо и для Украины, и для Блока Порошенко? Практика доказала, что неверными являются оба тезиса, что именно в мажоритарных округах — даже в столице! — некоторые кандидаты, как и раньше, пытаются покупать избирателей и оказывать давление на избирательные комиссии. И без перехода — хотя бы на 10-15 лет — на сугубо партийно-пропорциональную избирательную систему реального прощания с кучмовско-януковичским прошлым в Украине не произойдет. Также как и без запрещения некоторых политических сил. И если бы в ЕС кто-то начал упрекать за это Украину, стоило бы напомнить о временах, когда Западная Европа куда более радикальными методами «чистила» себя после Второй мировой войны и боролась с «красным терроризмом» 1970—1980-х (кстати, взлелеянным Кремлем и Лубянкой).

И в заключение — о еще одной серьезной проблеме. Касается она настроений внутри самой власти. «Я проголосовал за окончание перезагрузки власти, ради чего стоял Майдан. Я проголосовал за создание крепкого проевропейского большинства в новом парламенте», — отметил 26 октября лидер Блока Петра Порошенко Юрий Луценко. Юрий Витальевич глубоко ошибся. В действительности перезагрузка власти с помощью президентских и парламентских выборов — это только начало. Фактически неприкосновенной осталась судебная власть, впереди — основные шаги по очистке МВД, на очереди муниципальные выборы, которые тоже требуют нового избирательного законодательства. И, наконец, Украине нужна настоящая авторитетная и демократически избрана Конституционная Ассамблея, а не назначенная Януковичем пародия на нее. Следовательно, власти (пусть и обновленной) не следует считать, что задачи Майдана ею уже выполнены, и выборы не обнажили ряд проблем, которые требуют решения.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать