Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Осень партийного патриархата

Опытного политика, как и доминирующего самца, легко узнать по шрамам от ран, полученных в битвах за любовь и территорию. Разумеется, в политологическом смысле речь идет о симпатиях электората и партийных плацдармах. В душах матерых идейных бойцов не счесть рубцов, оставленных комсомольской юностью, зрелостью в рядах сражавшихся за ЕДУ, розу СДПУ, «Злагоду» олигархов, покой наших, ваших, сильных передом и задом объединений. Увы, без духовных и физических травм на этом поприще не обойтись. Бывает, доживет человек до седин, но так и не встретит идеала своих грез и устремлений. Слава Богу, общественная организация — не судьба, которую не выбирают. Можно пройтись по всему рынку украинских политических сил, прицениваясь и присматривая подходящую. Тут есть все необходимое человеку, собравшемуся сделать карьеру на служении целому народу и отдельным его слоям. От интернет-партии, представляющей виртуальную реальность, до пенсионной, способной побить рекорд КПСС по числу членов на душу населения. 14 миллионов — это вам не шутка. Учтены все возможные принципы идейной спайки, побуждающие, «в партию сгрудиться малым»: гендерные, религиозные, социальные, региональные, этнические, экологические, собственнические, фруктовые и даже неопределенные, как прослойка всеобщего нейтралитета. Кажется, широка, как Днепр, река плюрализма, вольно и плавно мчащая свои воды по стране, орошая всходы инакомыслия и терпимости. Да вот беда, цветастые костюмы политического истеблишмента с виду разные, а в крое одни. Везде за основу взят фасон демократического централизма, установивший долгую моду на фуфайки и кирзовые сапоги в пространствах, равных 1/6 части суши.

Многословное теоретическое понятие, провозгласившее волю центра сильнее устремлений масс, на практике звучало лапидарно и цинично. Хочешь быть в партии — исполняй, что велено свыше. Там наверху сияющее солнце вождя и мерцание звезд его ближайших сподвижников освещают тьму окружающей жизни, указывая ближайшие ориентиры партийному ополчению. Повременим углубляться в синдром вождизма, присущий нашей истории. Не заставшие времен культов и перегибов на местах, могут узнать о них сами, прислушавшись к новостям из Северной Кореи или включив ТВ каналы близких нам республик, где вся мудрость и созидательная сила народов сосредоточились не столько в партиях, сколько в нимбах над головами кумиров. Естественно, у нас тоже не получается построить партию без светоча в окошке. Записавшимся в ряды созидателей вертикалей, бывает не по себе без благословения свыше, от самого папы, как на католическо-гангстерский манер зовут у нас хозяев светских престолов.

Но все-таки в области репродукции и выращивания политических сил мы написали собственную главу об особенностях украинской селекции на наших богатых гумусом электоральных полях. Партсилы страны — плоть от плоти известных субъектов политического процесса. Без Юлии Тимошенко нет БЮТ, без Арсения Яценюка — «Фронта Змін», и уж тем более не выйдет «УДАРа» без Виталия Кличко. И разве мы не подразумеваем Виктора Януковича, когда говорим: Партия регионов. Даже те, кто не наносил свои скрижали на мантии вождей, все равно стали лицом и сущностью партии. Как Петр Симоненко, руководящий КПУ дольше, чем Ким Чен Ир и Ким Чен Ын вместе взятые последователями чучхе. От Петра Николаевича вроде всем отличается Олег Тягнибок, лидер ВО «Свобода». Но централизм без плюрализма по вкусу и ему. Мягкий демократический шарм и жесткая харизма склонных к автократии вождей обобщаются приватизацией политического движения. Многие уже не помнят названий партий Натальи Витренко, ее тезки Королевской, Николая Катеринчука, Алексея Ивченко, Инны Богословской и многих других зачинателей крупных общественных проектов, сработавших только на авторитет их лидеров. И хотя мы понимаем причины и технологию манипуляций на политической сцене, нельзя во имя этой игры жертвовать принципами общественной самоорганизации. Не припоминаю в новейшей истории случая, чтобы партии сдавались политическим оппонентам, подобно частям действующих армий в Первую мировую. А у нас вышли с поднятыми руками энергичные в рекламе и тихие в бою соратники Сергея Тигипко. Владимир Литвин, пестовавший «Народную партию» с селянским упорством, не дождался поры ее плодоношения и прекратил полив сада желаний. В обращении трудоустроенного ныне политисполкома в адрес брошенным партийцам сказано откровенно и сухо. Цитирую по сайту: «Відсутність постійного діалогу між керівними органами та членами партії, прорахунки в організації виборчих кампаній, самоусунення Політвиконкому та Політради від проблем рядових членів партії обернулися нинішнім кризовим станом Народної партії» http://narodna.org.ua/news.php?AYear= 2013&AMonth= 7&ADay= 3&ArticleID=17011&

Звучит, как приговор, если не знать, как хорошо трудоустроились устранившееся от большинства меньшинство.

Наверное, партии, созданной «под вождя», незачем прислушиваться к мнению ее рядовых членов. Может, этих членов и вовсе нет. Лишь великолепная семерка первых в списке играет за свиту и массовку, как это делается на съемках малобюджетных фильмов.

На фоне этой оптовой торговли названиями, программами и целями розница с «тушками» в парламентских павильонах выглядит не столь уж страшным грехом. Если продаются партии с избирателями, вождями и функционерами, то почему нельзя отпустить по сходной цене самого себя? Потом с выручки кое-что и электорату перепадет в виде детской площадки или нового компьютера для учреждения.

Украинская политическая партия — что черная дыра в космосе. Никто не знает, что ее питает и где пролегает орбита. Ее влияние на вселенную обнаруживается по чудовищному гравитационному полю и поглощению красных, коричневых, голубых и оранжевых карликов. Она (дыра и партия), стремительно набрав массу, может схлопнуться до величины пяти копеек вроде «Сильної України» либо взорваться изнутри, как «Наша Україна», превратившись в газовые облачности по краям галактики. Правящие повторяют судьбу КПСС, охватив пространство и материю, взрываются сверхновыми. Оппозиционные остывают удаленными от финансовых светил забытыми планетами. Такая вот астрономия.

Мечта о многопартийности, навеянная десятилетиями царствования единственной руководящей и направляющей силы, в Украине сбылась и не сбылась. Идей оказалось меньше, чем политических проектов, амбициозных лидеров и спонсорских кредитов. Левые, правые и центральные места политического ряда заполнены одинаковыми лозунгами и воззваниями, родившимися на основе маркетинговых исследований рынка народных желаний. Близнецы-братья нашей дружной политической семьи отказались от догматов большевизма, но по своей структуре, агрессивному отношению к инакомыслию, продажности как единственной форме сотрудничества остались прежними воспитанниками старой школы.

Капээсэсовский стиль снова ввел в политический обиход термины партийной морали и целесообразности, реанимировал класс партийных журналистов, судей, прокуроров, и всех других профессий, необходимых для прихода к власти и удержания ее в руках отдельного гегемона. Вместо развития гражданского общества страна получила десяток репрессивных для разума и духа аппаратов, именуемых партиями. Они закрыли узкую дорогу в будущее для сотен общественных организаций и в значительной степени разделили страну, подняв собственные келейные лозунги выше здравомыслия прихода.

Что делать с таким партийным багажом, ныне решают кондукторы политтехнологического братства. Велик соблазн поменять фасады на какой-нибудь «народный референдум», оставив в целости и сохранности масонскую ложу и состав братьев-учредителей. В качестве запасного варианта рассматривается массовый сброс партийных билетов и вхождение без груза прошлого в общее мажоритарное планирование.

Двери украинских политический партий закрываются до поры сбора урожая и увядания природы. По многолетним наблюдениям именно в этот сезон обостряется социальная чувствительность народа и его готовность провести на площадях под разноцветными флагами редкие погожие дни. Так полагают в партийных штабах, откладывая на потом летние хлопоты с Врадиевками и прочими недоразумениями отпускной поры. Пока не наступил сентябрь, партийные трибуны сдвинуты с площадей к пляжам удаленных от электората курортов, где в spa-салонах хорошо думается о будущем страны. Как там поется: «Вони до осені прямують, і їхня осінь золота...»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать