Ползучая русификация
Задача Кремля – поставить под свой контроль как можно больше украинских гражданРоссийское правительство одобрило проект федерального закона «О внесении изменений в статью 331 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации”» и готовится внести его в Государственную Думу. Изменения предусматривают возможность признания носителями русского языка, т. е. лицами, владеющими русским языком и повседневно использующими его в семейно-бытовой и культурной сферах, без прохождения соответствующего языкового собеседования, комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка граждан Республики Белоруссия и Украины. Для этого они должны свободно владеть русским языком (но проверять уровень владения языком все равно не будут) и лично подать заявление о признании их носителями русского языка и при наличии оснований, предусмотренных частью первой статьи 331 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации». Порядок подачи таких заявлений будет определяться Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Что это означает на практике? А то, что органы власти Российской Федерации априори признают всех граждан Украины и Белоруссии носителями русского языка и готовы даже не проверять их реальное знание русского. Между тем, если в Белоруссии действительно трудно найти человека, который бы не мог более или менее свободно изъясняться на русском языке, учитывая, что сам президент Александр Лукашенко по-белорусски говорит с большим трудом и предпочитает со своими гражданами общаться на русском, то в Украине ситуация иная. Здесь во Львовской и некоторых других западных областях большинство населения на русском уже не говорит. Но данная поправка в закон явно носит не практический, а чисто политический характер.
Дело в том, что пока что иностранные граждане или лица без гражданства могут быть признаны носителями русского языка, если они или их родственники по прямой восходящей линии постоянно проживают или ранее постоянно проживали на территории Российской Федерации либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах Государственной границы РФ. Однако даже им для признания их носителями русского языка требуется пройти собеседование в упомянутой комиссии. Теперь же, если соответствующие поправки будут приняты, а в этом можно не сомневаться, граждане Белоруссии и Украины получат некоторое преимущество по сравнению с прочими уроженцами или выходцами с территории Российской Федерации, поскольку им не придется проходить собеседование, чтобы доказать, что они являются носителями русского языка. Кроме того, программа переселения для носителей русского языка позволяет миновать стадию получения разрешения на временное проживание, и соискатель может сразу получить вид на жительство. А для получения статуса гражданина не надо пять лет проживать в стране по виду на жительство. Отметим также, что формально соискатель все еще должен будет подать в консульство Украины заявление об отказе от украинского гражданства, но после внесения недавних поправок в российское законодательство для получения гражданства РФ больше не требуется дожидаться извещения украинской стороны. На практике же вполне вероятно, что от жителей нынешних «ДНР» и «ЛНР» даже не будут требовать отправки соответствующих заявлений в украинское консульство, чтобы на случай местных выборов в Донбассе не было никаких сомнений в подлинности их украинских паспортов. Напомню, что сейчас не только жители самопровозглашенных «ДНР» и «ЛНР», но и жители контролируемой Киевом территории Донецкой и Луганской областей имеют право на получение российского гражданства по упрощенной схеме.
Естественно, никто в Кремле не рассчитывает, что толпы граждан Белоруссии и Украины, обрадовавшись, что им теперь не придется проходить собеседование по русскому языку, хлынут в Россию получать российские паспорта, как носители русского языка. Ведь те жители Украины и Белоруссии, которые хотят обрести российское гражданство, как правило, вполне сносно владеют русским языком, и собеседование на русском их не пугает. Причина внесения соответствующей поправки, на мой взгляд, заключается в другом. Тем самым еще раз официально подтверждается путинская концепция единого народа, каковым он считает русских, украинцев и белорусов, и оправдывается попытка Москвы любой ценой и не стесняясь в средствах затащить Украину и Белоруссию в состав единого Союзного государства во главе с Россией. Очевидно, вхождение марионеточных «ДНР» и «ЛНР» в состав Украины на российских условиях рассматривается как важный этап в реализации этого плана.
Признание украинцев и белорусов изначальными носителями русского языка также должно послужить дополнительным оправданием политики, направленной на ассимиляцию белорусского и украинского меньшинств в России. Но проведение Россией политики русификации и фактическое отсутствие в российских городах украинских школ не помешало некоторым членам Совета Федерации РФ совсем недавно осудить перевод русскоязычных школ Украины на украинский язык как нарушение прав русскоязычного населения Украины, Конституции Украины и Европейской хартии языков национальных меньшинств.
Москва формально не признает двойное гражданство за теми, кто стремится оптироваться в российском гражданстве. Они должны написать отказ от своего прежнего гражданства. Однако на практике все зависит от отношения к этому работников миграционных служб и от тех указаний, которые они получили сверху. Носители русского языка из Украины теперь не обязаны дожидаться получения информации об аннулировании гражданства от консульства Украины, а значит, на практике могут сохранить украинские паспорта. Поэтому украинцы, получившие российские паспорта, но сохранившие при этом гражданство Украины, могут использоваться Кремлем для подконтрольного голосования на выборах в Украине, если отношения между двумя странами улучшатся настолько, что Украина согласится на открытие избирательных участков для украинцев в России. Ближайшие украинские выборы, на которые нацеливается Москва, это местные выборы в ныне оккупированных районах Донецкой и Луганской областей. Не исключено, что российская сторона в ходе переговоров будет настаивать на разрешении голосовать тем выходцам из «ДНР» и «ЛНР», которые в настоящее время находятся на территории России, чтобы надежно обеспечить 99% голосов за своих марионеток. Тем более, что за голосованием в России ОБСЕ вряд ли сможет наблюдать. Задача Кремля – поставить под свой контроль как можно больше украинских граждан, чтобы влиять на исход украинских выборов всех уровней.
Борис СОКОЛОВ, профессор, Москва