Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Про опасность «простых решений»

12 января, 11:38

Вот интересно мне: борцы с барыгами и олигархами как себе представляют сценарии развития национальной экономики в случае скорой и «революционно решительной» потери состояния (например, легальной конфискации или полулегальной экспроприации) крупного национального капитала?

Реальных сценариев существует не так чтобы очень много (если не считать "сценарием" построение "гибридных народных республик" наподобие Абхазии, Южной Осетии, "Л/ДНР" и другие откровенно суицидальные случаи).

Во-первых, на место крупного национального капитала придет крупный зарубежный капитал. В нашем случае, особенно в случае применения незаконных путей экспроприации (a.k.a. «раскулачивания») это будет капитал российский (или китайский), для которого не имеет значения законность способа зачистки конкурентного поля. То есть наши борцы предлагают заменить «своих барыг и олигархов» барыгами и олигархами, например, российскими. Теми, кто финансирует «русскую весну», войну и оккупацию. Мы точно уверены, что для украинцев и с точки зрения национальных интересов условный Малофеев лучше условного Коломойского? Или китайскими. У кого-то есть надежда, что китайские капиталисты будут заботиться о правах рабочих и решать социальные проблемы Украины лучше, чем «преступные барыги» украинского происхождения? Что-то я сомневаюсь. И примеры экспансии китайского капитала в африканские страны усиливают мои сомнения. Вопрос: мы действительно хотим построить в Украине Зимбабве?

Во-вторых, место олигархии может занять кланово-корпоративная диктатура или мафия местного происхождения. Как это произошло почти во всех постсоветских странах. Например, в РФ, после разгрома олигархической модели экономики в начале 2000-х, было отстроено классическое мафиозное государство, а в азиатских республиках бывшего СССР - клановые диктатуры. Вопрос простой: мы действительно хотим построить в Украине мафиозную диктатуру наподобие российской и получить собственного Путина? Или нас привлекает свой Туркменбаши?

Существует еще третий (по большому счету, наиболее вероятный) вариант. В условиях более или менее легального лишения активов национальных олигархов и вытеснения их с рынков на их место придут транснациональные корпорации. И почему-то я не уверен, что транснациональные корпорации заинтересованы в развитии Украины и решении наших социальных, экономических и политических проблем больше, чем крупный национальный капитал. Даже наоборот. И примеры Албании, Бангладеш, Намибии, стран Латинской Америки и Карибского бассейна меня в этом убеждают. Именно пример Бангладеш, а не условно успешные примеры Польши, Чехии, или же - с определенными замечаниями - Венгрии, должны определять наше отношение к глобальному транснациональному капиталу. Ведь именно таков мировой тренд: господство транснациональных корпораций в обществах со слабыми общественными и государственными институтами всегда приводит к пренебрежению базовыми правами человека, углублению проблем бедности и роста неравенства.

Конечно, это не значит, что олигархическая модель не должна быть демонтирована. Это означает, что сценарий демонтажа должен быть таким, что не приведет к еще более разрушительным последствиям для социума и национальной экономики.

Любые неконтролируемые монополии являются аморальными и опасными для общества - будь то олигархические, кланово-мафиозные или корпоративные. Мы должны четко осознавать риски и не поддаваться манипуляциям «простых решений».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать