Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Психология коррупции

Сегодня в большей степени выделяется проблема не столько, где и как искать новых госслужащих, сколько кого именно, точнее - людей с какими качествами
29 июля, 13:04

Сегодня в Украине распространена следующая логика: чтобы вернуть оккупированные территории Донбасса, надо обеспечить экономический рост в стране; для обеспечения этого роста необходимо победить коррупцию; чтобы преодолеть коррупцию, надо нейтрализовать ее основные причины.

Среди таких причин обычно указываются различные социальные факторы - исторические, экономические, политические, культурные. Реже говорят о коллективно-психологических и индивидуально-психологических факторах. С них в большинстве случаев - если не во всех - и надо начинать.

По мнению многих юристов и юридических психологов, никакие внешние обстоятельства не могут быть определяющими причинами преступления, если они при этом не возложены на внутренние особенности человека, в частности - на движущие силы его активности.

Выделяются два основных мотива коррупционного поведения. Первый – довольно очевидный, состоящий в стремлении к получению материальных благ. Второй - психологически более интересный, который заключается в отношении к коррупции как к опасной и увлекательной игре.

В научной среде есть мнение, что игровые мотивы в коррупционном поведении переплетаются с корыстными и начинают усиливать друг друга. Наличие именно этих двух мотиваций, их взаимодополнение во многом объясняет распространенность коррупционного образа жизни.

Для личности, склонной к коррупции, характерно преобладание материальных ценностей над духовными, что, как правило, приводит к ее выбору в ситуации конфликта интересов между личными и общественно значимыми интересами в пользу личных интересов.

Таким образом, для персоны, которая тяготеет к коррупционному поведению, мерилом счастья является богатство, а главной ценностью - «иметь», а не «быть». Для такого типа людей свойственно осмысливать жизнь через материальные блага, стремиться к роскоши, быть недовольными жизнью и иметь низкую самооценку.

Кроме того, для них характерно видеть источник управления своей жизнью преимущественно во внешней среде - в других людях, судьбе, обстоятельствах, окружающей среде.

В психологии существуют специальные методики, позволяющие выявить уровень антикоррупционной устойчивости людей, выполняющих свою деятельность в условиях повышенного коррупционного давления.

Вероятно, борьба с коррупцией в Украине будет приносить больше плодов, если в разработке антикоррупционных программ будут использовать научно обоснованное психологическое сопровождение, в частности - специальные методики определения склонности к коррупции.

Недавно в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект об обязательном обнародовании в интернете информации о вакантных должностях государственной службы. Иначе говоря, согласно этой законодательной инициативе, новых чиновников могут искать через интернет.

Очевидно, что сегодня в большей степени выделяется проблема не столько, где и как искать новых госслужащих, сколько кого именно, точнее - людей с какими качествами. В этом случае специальные психологические тесты на склонность к коррупции при приеме на чиновничью работу могли бы оказаться хорошим фильтром.

Эти методики скорее должны быть проективными - то есть такими, с помощью которых исследовались бы фундаментальные свойства личности, связанные со склонностью к коррупционному поведению.

Неоднозначным является вопрос, в какой мере национальная ментальность влияет на склонность людей той или иной нации к коррупции. В украинской экспертной среде есть разные мнения по поводу того, какую роль играет украинский менталитет в высоком уровне коррупции в стране.

Одни говорят, что распространенность коррупционного образа жизни в Украине напрямую связана с особенностями нашего национального характера. Другие отмечают, что украинский менталитет тут ни при чем.

В данном случае, наверное, актуальнее говорить не конкретно о коррупции, а в целом о специфике национального правосознания, в частности - принятых в нашем обществе моделях отношения к закону и его соблюдении.

В этом контексте украинские исследователи Е. Мануйлов и А. Дзебань в работе «Украинская правовая ментальность: к проблеме понимания сущности» дают довольно критическую оценку украинскому правосознанию: «Проявление нигилизма по отношению к социальной ценности права, к сожалению, является специфической чертой украинской ментальности. Многовековая история нашего государства - очевидное тому подтверждение. Юридические ценности в украинском обществе не воспринимали и не воспринимают как необходимые для существования и по сей день».

По словам ученых, постоянное нарушение правовых предписаний, скрытое, а порой и открытое непонимание фундаментальных ценностей правовой реальности - все это и многое другое является в сущности украинской правовой ментальности проявлением жесткого юридического нигилизма.

«Этот вид правового нигилизма – реальная угроза для духовной культуры общества. Право-аксиологический нигилизм украинского этноса существенно тормозит развитие правовой культуры, права, правопорядка, законности, что на фоне общей социальной, духовной, нравственной, культурного кризиса общества и государства только усугубляет ситуацию в стране», - отмечают исследователи.

Такие неутешительные выводы Е. Мануйлов и А. Дзебань сделали несколько лет назад. Очевидно, подобные вещи в краткосрочной или даже среднесрочной перспективе не меняются. Но события последнего года в Украине стали поворотными в нашей истории. Неизвестно к тому же, что ждет нас впереди.

Как бы там ни было, остается надеяться, что все последние украинские потрясения все же приведут к укреплению как правового, так и духовного сознания общества, а не к чему-то противоположному.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать