Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Путь к единству

Празднование Крещения Руси-Украины стало торжеством украинского, а не имперского православия
ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО

27—28 июля УПЦ и УПЦ КП празднуют День Крещения Руси-Украины. Праздник в его нынешнем виде возник недавно. Веками день крещения Руси в церковном календаре отмечался 14 августа, и традицию праздновать именно в этот день хранит УГКЦ. УПЦ начала более широко отмечать 28 июля, поскольку это был день памяти святого крестителя Руси — князя Владимира и именины многолетнего предстоятеля этой Церкви митрополита Владимира. Этот же день всегда был торжеством для УПЦ КП, поскольку на 28 июля приходится престольный праздник кафедрального собора этой церкви, Владимирского собора на проспекте Тараса Шевченко.

Закрепление особенного значения именно за этим днем произошло в 2008 году. Президент Виктор Ющенко пытался разбудить украинское православие, преодолеть его разделение. Юбилейные торжества, равные празднованиям в 1988 году, могли стать катализатором многих позитивных процессов в религиозной сфере. Под эту задачу и был придуман несколько искусственный юбилей — 1020-летие Крещения Руси-Украины. И главные празднования с присутствием Вселенского патриарха Варфоломея и представителей Поместных Православных Церквей таки состоялись. И украинское православие было в шаге к собственной цели — полного отрыва от Москвы. Вселенский Патриарх, который имеет власть высшей апелляционной инстанции в православии, обещал предоставить хотя и ограниченную, но реальную автокефалию объединенной православной Церкви. Объединиться должны были УПЦ КП и УАПЦ. Социологические опросы священничества и мирян показывали, что в каноническую, несвязанную с Москвой, Церковь перешло бы и большинство общин УПЦ МП.  К сожалению, для патриарха Филарета сохранение его личной власти над частью украинского православия оказалось тогда важнее, чем единение большинства украинских православных общин и реализация главного национального принципа «прочь от Москвы!». Патриарху показалось, что некоторое ограничение прав единой Украинской поместной Православной церкви со стороны Константинополя суживало бы статус этой Церкви до автономной в составе Константинопольского патриархата. Но даже если бы ценой отрыва от Москвы была бы именно автономия в другом патриархате — на это нужно было бы идти ради полного отрыва большинства украинских православных общин от Москвы с ее идеями «русского мира». К сожалению, тогда патриарх Филарет еще не смог оценить всей опасности этих идей и потому думал, что лучше иметь маленькую и непризнанную, но полностью независимую церковь, чем Церковь большинства, но зависимую от Константинополя. Если бы тогда был сделан другой выбор, мы бы не имели трагических событий последующих лет, связанных с попытками утвердить русский мир посредством многочисленных визитов патриарха Кирилла, безумной пропаганды, пророссийского президента Януковича и российских «православных» террористов на Донбассе.

ВЧЕРА В СТОЛИЦЕ СОСТОЯЛСЯ МНОГОТЫСЯЧНЫЙ КРЕСТНЫЙ ХОД / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Сегодня ситуация усложнилась. Запутанный в многочисленных обещаниях и подарках от Москвы — наподобие созыва всеправославного собора в 2016-м и совместного проведения давно назревших реформ православия, — патриарх Варфоломей согласен вмешаться в украинскую ситуацию только при условии единства всех трех украинских православных церквей — УПЦ, УПЦ КП и УАПЦ. В решениях Совещания предстоятелей Православных церквей, которое состоялось в марте этого года в Стамбуле, говорится, что такое единство должно возникнуть на основе УПЦ. Конечно, Патриарх Филарет может и дальше призывать УПЦ просто присоединиться к нему, признав его превосходство. Может ссылаться на исторические примеры, что Поместные Церкви возникали путем провозглашения автокефалии. Но автокефалия никогда не провозглашалась меньшинством! А именно так было сделано в 1992-м! В опубликованном в канун сегодняшних праздников «Обращении» УПЦ КП к УПЦ говорится, что автокефалия якобы была провозглашена на соборе 1—3 ноября 1991 года, тогда еще единой УПЦ, и эти решения были не только единогласны, но и поддержаны всеми епископами УПЦ. В этих утверждениях скрыта грубая манипуляция. Ноябрьский собор 1991 года смиренно просил Москву о предоставлении автокефалии, но воздержался от каких— либо действий, которые можно было бы оценить как самопровозглашение УПЦ собственной автокефалии. Так же странным выглядит такой факт: в 1991-м и 1992-м митрополит Филарет признавал Московский патриархат как Церковь-Мать для церкви Киевской, в обращении 2014 года УПЦ КП делает вид, что всегда признавала как Церковь-Мать только Константинопольский патриархат и призывает УПЦ делать так же. Можно ли построить единство украинского православия, если аксиомами предлагаются манипулятивные утверждения, яркие как пропаганда, и беспомощные как подмена канонического права? Христос предупреждал, что основой для христианского единства может быть исключительно правда...

Боль подступает к сердцу, когда понимаешь: в эти дни могло бы проходить объединение и выборы единого Предстоятеля для украинского православия. Но имеем то, что имеем — разделение, которое идет сверху и не всегда в нем виновата только церковная и внецерковная Москва. Есть здесь и большая доля украинской вины. Но разделение уже не достигает низов. Все больше фактов общей молитвы на войне в окопах. Все больше фактов совместной деятельности в интересах украинского общества, которое стирает собственную Голгофу и делает «усилие Воскресения» (Б. Пастернак). Все это возможно ввиду народного характера украинского православия.  Нашему народу всегда были чужды пафосные празднования для избранных праздника этого. Более того — сами местные элиты привыкли к народному стилю и митрополита Владимира, и патриарха Филарета. В прошлом году даже второй человек РПЦ — митрополит Илларион Алфеев — испытывал трудности в связи с  попаданием на Владимирскую гору во время молебна: его удостоверение оказалось каким-то неправильным для охранников, и одному из высокопоставленных священников УПЦ пришлось выручать митрополита, отдав ему свой пропуск. 27 июля 2014 года УПЦ проводила молебен без гостей из Москвы — и был доступ для каждого верующего и неверующего. Молебен стал торжеством соборности для Киевской епархии. Священники Киева и Киевщины часто ехали на молебен вместе со своими приходами. Сам молебен был не только традиционным благодарственным молебном, но и особенной просьбой о мире для Украины.

Особенным торжеством народного характера украинского православия является традиционный крестный ход УПЦ КП от Владимирского собора до памятника святому князю Владимиру. Важно не только то, что патриарх Филарет идет вместе с десятками епископов, сотнями священников, тысячами народа. В прошлом году произошел интересный случай. Делегация РПЦ во главе с митрополитом Илларионом Алфеевым вышла из гостиницы «Хилтон» как раз когда крестный ход УПЦ КП вступал на Софиевскую площадь. Глядя на просветленные лица священников и народа, митрополит Илларион из РПЦ не смог сдержать возглас: так это же Церковь! Дело в том, что спикеры РПЦ убеждали всех, что УПЦ КП — это секта, которая только внешне православная. И в 1992-м УПЦ КП действительно была во многом похожа на секту. Но сегодня УПЦ КП действительно стала Церковью, Православной по сути, украинской по форме.  И христианского и церковного в УПЦ КП — много, а сектантского и националистического — практически ничего нет.

Можно с полной уверенностью сказать, что для Украины характерной является симфония не Церкви и государства, а Церкви и общества. И народный характер УПЦ и УПЦ КП является залогом возможности единения уже в ближайшие недели. Но путь к единству — в торжестве народности Церкви, когда иерархия служит не себе, а народу. В торжестве смиренности, а не гордости. В торжестве христианского, а не светского. В торжестве украинского, а не имперского православия.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать