Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Торжество произвола

29 мая, 14:12

В Москве и Петербурге прошла череда арестов журналистов. Сначала был задержан за одиночный пикет журналист «Новой газеты» и муниципальный депутат Илья Азар. За это абсолютно законное действие, не требующее предварительного согласования, поскольку одиночный пикет не является массовым мероприятием, журналисту дали 15 суток административного ареста. Азар выступал в поддержку основателя паблика «Омбудсмен полиции» Владимира Воронцова, ранее арестованному по надуманным обвинениям в вымогательстве и распространении порнографии. Основанием для задержания Азара полиция назвала запрет на проведение публичных мероприятий в период действия особого режима в период эпидемии. В тот же день полиция задержала на одиночных пикетах в поддержку Воронцова координатора «Открытой России» Татьяну Усманову, редактора Avtozak Live Максима Кондратьева и гражданского активиста Виктора Немытова. На Воронцова власть обрушилась потому, что паблик «Омбудсмен полиции» распространял материалы, посвящённые защите прав как полицейских, так и жертв полицейского произвола. А сам Воронцов – бывший сотрудник полиции, работавший в управлении по противодействию экстремизму – пресловутом Центре «Э». Он утверждает, что участвовал в обысках у Алексея Навального по знаменитому «Болотному делу». Но тут, почти как в одном известном некрасовском стихотворении, «вдруг у разбойника лютого совесть Господь пробудил». Воронцов убедился, что Навальный и его сторонники, равно как и другие оппозиционеры, никакие ни экстремисты и даже не враги полицейских, ушел из полиции и создал паблик «Омбудсмен полиции». То, что там рассматривались случаи полицейского произвола, власти особо не волновало.

Об этом и многие другие интернет-издания и телеграмм-каналы рассказывают. Да что телеграм-каналы! Некоторые, особо вопиющие случаи, даже на федеральные телеканалы попадают – разумеется, только в том случае, если федеральные власти данные факты признали и дали им соответствующую оценку. Но вот то, что «Омбудсмен полиции» тиражировал случаи вопиющего нарушения властями прав самих полицейских, Кремль по-настоящему напугало. Воронцов, например, писал: «Огромное количество сотрудников полиции и Следственного комитета меня в этой ситуации поддерживают. Они называют эту систему не иначе как «дно». Они понимают, что не хотят работать, потому что когда реальное совершено преступление, серьезное, то [чтобы раскрыть его] по горячим следам, днем с огнем помощи не сыщешь. Как только какая-то показуха по указке сверху, то сразу же вот… По сути — уголовное дело ни о чем, говно, но тут сразу же десант высаживается. Все по особо важным делам, все крутые. Из пушки по воробьям это называется. Поэтому очень много претензий к существующему строю. Да и вообще в целом — и дороги, и больницы, и образование, и вот, видите, наша полицейская система. Они [власти] сами делают так, чтобы оппозиционеров было все больше и больше. Насчет самого Навального я не могу все полностью рассказывать. Не могу сказать — было там иностранное бабло, не было. Могу сказать, что тут и иностранного бабла не надо. Они сами толкают обычных людей к оппозиционным взглядам». А ну как «Омбудсмен полиции» станут поддерживать тысячи и даже десятки тысяч сотрудников полиции и начнут делать это открыто! А потом откажутся разгонять оппозиционные митинги. Тут и до революции недалеко.

На защиту Азара в одиночные пикеты встали другие журналисты. И их тоже приняли. В центре Москвы у здания МВД на Петровке были задержаны за те же самые разрешенные законом одиночные пикеты главный редактор издания «Медиазоны» Сергей Смирнов и журналисты «Эха Москвы» Татьяна Фельгенгауэр и Александр Плющев. Позднее были задержаны журналистика и активист, член ПЭН-Москва и Ассоциация «Свободное слово» Виктория Ивлева и главный редактор интернет-издания «Такие дела» Анастасия Лотарева. Также сообщается о задержании журналиста «Дождя» Михаила Фишмана и журналиста Russia Today Ильи Васюнина (тут, скорее всего, свои своих не познаша, хотя может быть и скрытый диссидент в главном пропагандистском рупоре Кремля на заграницу – тогда от него скоро избавятся). Движение «Гражданское общество» также сообщило о задержании трех своих активистов. В Петербурге за пикеты в защиту Азара то же было задержано около 10 человек. При этом на фотографии отчетливо видно, что Сергея Смирнова конвоируют двое полицейских с одинаковыми номерами на опознавательных жетонах. Очевидно, московская полиция проверяет новый способ отмазки своих чинов, причастных к незаконным действиям. Алексей Навальный тоже поддержал Азара, заявив: «Азар имел полное право проводить этот пикет по закону, конституции и здравому смыслу. Всех этих трех вещей в России сейчас нет. Закон и конституция отменены. Здравый смысл запрещён. Это же самый настоящий беспредел». Но беда в том, что Москва и вся Россия сейчас живут не по закону, а по указам, собянинским и путинским. По меткому выражению известного журналиста и автора «Дня» Игоря Яковенко, Собянин вообще превратил Москву в «цифровой концлагерь». А сейчас московский мэр грозит сохранить пропускной режим до тех пор, пока не будет вакцины против коронавируса, т. е. до греческих календ. Его не волнуют разрушительные последствия для экономики. Главное – усидеть в своем кресле и обеспечить несменяемость Путина.

ПЭН-Москва и Ассоциация «Свободное слово» оперативно выпустили заявление в поддержку задержанных журналистов, которым грозит от административного штрафа до 30 суток ареста, где, в частности, отмечается, что «режим самоизоляции не может быть поводом для попрания права на свободу высказывания, гарантированного Конституцией. Мы требуем немедленного освобождения всех задержанных». С подобными же заявлениями выступили Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Арлем Дезир и комиссар Совета Европы по правам человека Дуня Миятович, а также несколько членов Совета при президенте по правам человека: Павел Гусев, Ева Меркачева, Николай Сванидзе, Леонид Никитинский, Иван Засурский, Александр Верховский и Наталия Евдокимова. Последние подчеркнули: «Одиночный пикет не может быть нарушением закона о публичных акциях, а карантин не может ограничивать конституционные права граждан, если их реализация не представляет собой эпидемиологической угрозы (реальный одиночный пикет такой угрозы определенно не представляет)» Осудило задержание журналистов за действия, разрешенные законом, и посольство США. Что ж, посмотрим, насколько хватит журналистской солидарности и сколь эффективным будет международное давление. Полицейский произвол будет нарастать не по дням, а по часам, если его не остановить. А все потому, что российские власти боятся правды о реальном ходе эпидемии и смертности от нее, равно как и критики собственных неуклюжих и незаконных действий. Вот и хватают журналистов.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать